В России с 1 июля 2012 года вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), касающиеся ответственности за несоблюдение правил дорожного движения (ПДД). В общей сложности Федеральный закон номер 69-Ф3 от 21 апреля 2011 года вводит новые штрафы по девяти типам нарушений ПДД, включая неправильную остановку и стоянку, неправомерный выезд на выделенную полосу общественного транспорта, а также превышение допустимой тонировки автомобильных стекол.
Не секрет, что в России, а в особенности в больших городах, включая Москву и Санкт-Петербург, парковок катастрофически не хватает. В Москве, к примеру, зарегистрировано около четырех миллионов автомобилей (на тысячу жителей приходится около 300 машин). При этом парковочными местами не обеспечена и половина московских автомобилистов.
В центре столицы (ЦАО), где плотность автомобильного потока наиболее высока, число парковочных мест оценивается всего в 85 тысяч (165 тысяч в пределах Третьего транспортного кольца). При этом заполняемость парковок в "часы пик" не всегда достигает и 35 процентов, а около трети автомобилистов предпочитают парковаться с нарушением правил. Если раньше штраф за неправильную парковку составлял от 100 до 300 рублей, то с 1 июля автомобилистам в регионах такие нарушения ПДД обойдутся в 1000-2000 рублей, а в двух столицах — и вовсе в 3000 рублей. При этом во многих регионах следить за правильной парковкой уже начали специальные автомобили.
Более того, в дополнение к штрафу за неправомерную остановку и стоянку поправки в КоАП предусматривают "задержание транспортного средства". Другими словами, машину нарушителя увезет эвакуатор. При этом водителю придется оплатить не только услуги по эвакуации, но и каждый час пребывания его машины на штрафстоянке. По старым же правилам нарушитель оплачивал только штрафстоянку (начиная со вторых суток).
Если штрафы за неправильную остановку или стоянку установлены федеральным законом, то стоимость эвакуации и штрафстоянки определяют уже местные власти в каждом конкретном регионе. При этом, как сообщалось ранее, Генеральная прокуратура в ходе проверки выяснила, что подавляющее большинство регионов, включая Москву и Санкт-Петербург, законодательные акты о введении платы за эвакуацию и стоимости штрафстоянки до сих пор не утвердили. Впрочем, власти северной столицы вскоре исправились и новый закон приняли. 28 июня платную эвакуацию утвердили и в Подмосковье.
В связи с ужесточением ответственности за нарушение ПДД "Лента.ру" предлагает ознакомиться с девятью "заповедями" автомобилиста, соблюдая которые можно не только избавить себя от лишних штрафов, но и сделать дороги немного свободней.
1. Соблюдай разметку и знаки
С 1 июля штраф за нарушение требований дорожных знаков или разметки, запрещающих остановку или стоянку в зоне их действия, увеличивается с 300 до 1500 рублей для регионов и до 3000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга.
Действие требований ПДД распространяется на остановку под знаком 3.27 ("Остановка запрещена"), а также в зоне действия соответствующего знака (знаки 8.2.1 - 8.2.6 или характерная желтая разметка). Нарушением также считается стоянка под знаком 3.28 ("Стоянка запрещена"), знаками 3.29 и 3.30 в соответствующие числа месяца, и в зоне действия упомянутых знаков.
2. Не вставай на пешеходном переходе
Штраф за стоянку на пешеходном переходе или менее чем за пять метров до него с 1 июля вырос с 300 до 1000 рублей в регионах и до 3000 рублей в Москве. То же касается остановки или стоянки на тротуаре. В виде исключения допускается лишь "вынужденная" остановка на пешеходном переходе (к примеру, по причине неисправности автомобиля или острого недомогания водителя или пассажира).
3. Не вставай на автобусных остановках
На остановках общественного транспорта (и за 15 метров до них) по-прежнему разрешена вынужденная остановка или остановка для посадки и высадки пассажиров, если это не создает помех автобусам или троллейбусам. Остановиться, чтобы купить что-нибудь в ларьке, или встать на стоянку по-прежнему запрещается. С той лишь разницей, что автомобиль нарушителя, по новым правилам, увезут на штрафстоянку, а водителя оштрафуют на 1000 (в регионах) или 3000 рублей (в Москве и Санкт-Петербурге). Раньше за такое нарушение можно было отделаться штрафом в 100 рублей или предупреждением.
4. Не вставай на пути трамвая
Штраф за остановку или стоянку на трамвайных путях с 1 июля повысили со 100 рублей до 1000 в регионах и 3000 рублей в городах федерального значения. Те же взыскания касаются остановки и стоянки далее первого ряда от края проезжей части. Исключением, опять же, является вынужденная остановка.
Иначе говоря, парковаться на проезжей части в два-три-четыре ряда станет удовольствием недешевым. Кроме того, как отмечалось выше, все припаркованные с нарушениями автомобили подлежат эвакуации. Вопрос только в том, хватит ли властям эвакуаторов.
5. Не вставай посреди дороги
Согласно ПДД, останавливаться или вставать на стоянку необходимо так, чтобы при этом не создавать помех другим участникам дорожного движения. Если раньше остановка или стоянка посреди проезжей части или в тоннеле каралась штрафом в 300 рублей, то с 1 июля размер взыскания вырос до 2000 рублей в регионах и до 3000 в Москве и Санкт-Петербурге.
6. Соблюдай прочие правила остановки и стоянки
Наименее кардинально с 1 июля выросли штрафы за "другие нарушения" правил остановки и стоянки. По всей вероятности, речь идет о парковке на железнодорожных переездах, на пересечениях проезжих частей или ближе пяти метров от перекрестков, а также в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме края проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и автомобилем составляет меньше трех метров.
Раньше штраф за подобные нарушения составлял 100 рублей. С 1 июля для российских регионов взыскание увеличили до 300 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге штраф составит 2500 рублей. При этом эвакуацией автомобиля нарушение "второстепенных" правил остановки и стоянки не карается.
7. Двигайся правильно в жилых зонах
С 1 июля увеличивается ответственность за нарушение правил движения в жилых зонах и на дворовых территориях. Правила обязуют водителей соблюдать в жилых зонах скоростной режим (не более 20 километров в час), запрещают сквозное движение по дворам (чем так часто пользуются водители в "час пик"), а также стоянку грузовиков массой более 3,5 тонны вне специально обозначенных мест.
До сих пор штраф за нарушения правил движения в жилых зонах составлял 500 рублей. С июля его размер для регионов увеличивается втрое — до 1500 рублей, а для Москвы и Санкт-Петербурга — в шесть раз, до 3000 рублей. Впрочем, пока не очень ясно, каким образом многочисленных нарушителей предлагается привлекать к ответственности. Разве что ГИБДД установит камеры наблюдения во всех жилых зонах и на дворовых территориях.
8. Не выезжай на выделенную полосу
Выделенные полосы общественного транспорта в России до недавнего времени были в диковинку. В Москве масштабное внедрение автобусных полос началось осенью 2011 года. Одновременно появилась проблема: многие водители по инерции продолжили ездить по крайней правой полосе, сводя на нет усилия властей. При этом штраф за выезд на выделенную полосу попутного направления составлял всего 300 рублей.
С апреля 2012 года московские власти разрешили водителям пользоваться полосами общественного транспорта, но только в выходные дни. Штраф за неправомерный выезд на выделенную полосу с 1 июля в Москве (как и для Санкт-Петербурга), в свою очередь, вырос до 3000 рублей. В регионах его сделали более скромным — полторы тысячи рублей.
Регионам — скидкаПодробнее о нововведениях, ожидающих автомобилистов, вы можете узнать из материала издания Motor.ru
9. Не перестарайся с тонировкой
Еще одним важным нововведением КоАП стало ужесточение штрафов за чрезмерную тонировку стекол. Согласно установленному ГИБДД техническому регламенту, светопропускная способность ветрового и боковых стекол автомобиля должна быть не менее 70 процентов. До сих пор нарушение норм допустимой тонировки автомобильных стекол обходилось водителю в 500 рублей, а порой и простое предупреждение от инспектора. Новые правила помимо штрафа в 500 рублей предусматривают "задержание транспортного средства" и "запрещение его эксплуатации".
По словам замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России генерал-майора Владимира Кузина, которого цитирует пресс-служба ГИБДД, при обнаружении нарушения на водителя оформят административный протокол и предложат на месте удалить слишком темную тонировочную пленку. Если автомобилист откажется, с его машины снимут номерные знаки, получить которые обратно удастся только после устранения нарушения. Для того чтобы снять тонировку и вернуться в ГАИ на повторную проверку, у водителя будут одни сутки.
Проверять тонировку автомобиля сможет любой сотрудник ГИБДД, но только при наличии специального сертифицированного прибора. Со слов Кузина, работать такие приборы смогут даже в сильный мороз.
Не обошли стороной поправки в КоАП и само МВД. Как сообщалось ранее, в начале июня новый глава ведомства Владимир Колокольцев распорядился растонировать передние боковые стекла на всех полицейских машинах.
Повышение штрафов — мера непопулярная по определению. Однако в данном случае речь идет скорее о стремлении властей сделать передвижение по дорогам более безопасным и комфортным, чем о странной прихоти или очередном способе нажиться на налогоплательщиках.
Высокие штрафы за нарушения ПДД, как правило, являются признаком развитого цивилизованного государства. К примеру, в Австралии или Новой Зеландии за превышение скоростного лимита на 12 километров в час можно отдать 300 долларов. А если начать препираться с полицейским, штраф еще вырастет. И это большие деньги даже по местным меркам. Вместе с тем, в цивилизованном обществе все стремится к равновесию — платишь большие штрафы — получаешь хорошие дороги и удобные парковки. В России же (по крайней мере, пока) научились только повышать штрафы.