«Ты должен почувствовать спрос горожан на те или иные изменения, сделать план, его реализовать, а затем получить ответную реакцию», — Сергей Собянин рассказал в ходе Московского урбанистического форума об алгоритме работы градоначальника и объеме работы. По его словам, сразу несколько важнейших городских программ сейчас находятся в стадии реализации. Мэр огласил данные о темпах развития мегаполиса, а также обозначил перспективы в условиях ухудшающейся экономической ситуации. Выступление стало, по сути, отчетом о проделанной за год работе.
Московский урбанистический форум проходит в четвертый раз. Основными площадками этого года стали ЦВЗ «Манеж» и ВДНХ. Тема форума — «Драйверы развития мегаполиса». В фокус внимания чиновников, экспертов, общественных активистов попали вопросы управления городским развитием, эффективная работа с драйверами роста, международные тенденции развития мегаполисов, перспективные модели развития Москвы. Всего в этом году форум собрал 4700 участников из 20 стран. Партнером мероприятия в этом году стало правительство Сингапура.
«Сам как москвич могу сказать, что столица стала краше», — отметил на церемонии открытия мероприятия зампред правительства России Игорь Шувалов. «Москва была большой деревней, когда столица переехала после революции из Санкт-Петербурга. Потом город был выстроен, но под ту социально-экономическую модель, в которой существовало наше государство. В 1991 году изменилась государственная формация и город стал жить в новых условиях при том, что все его векторы развития к этому не были приспособлены», — пояснил Шувалов. Сейчас, по словам чиновника, в городе решается ряд важных и крупных проблем, которые накапливались годами.
Сергей Собянин, в свою очередь, привел данные консалтинговой компании PriceWaterhouseCoopers (PwC), согласно которым Москва заняла второе место среди всех крупнейших мегаполисов мира по динамике развития и в последние годы уступает лишь Пекину. «Современная Москва — это успешный, глобальный город», — подчеркнул Собянин, отметив, что столица «неизбежно сравнивает себя и конкурирует за зарубежные инвестиции с такими же глобальными мегаполисами».
Фото: Максим Блинов / РИА Новости
На сегодняшний день российская столица является крупнейшим транспортным хабом, перевозит от 40 до 80 процентов всех грузов и пассажиров страны. На Москву приходится 80 процентов всех финансовых потоков, здесь осуществляется огромное количество научных исследований.
В стадии реализации находятся крупнейшие городские проекты, например активно строится метро, дороги, модернизируется здравоохранение, обновляется подвижной состав транспорта. И каждый такой проект достигает общероссийского масштаба. «В их реализации участвуют сотни предприятий и тысячи людей со всей страны. Каждый рубль, инвестированный в Москву, приносит прибыль не только столичному, но и российскому бизнесу во всех регионах», — заявил мэр.
Самым сложным проектом городских властей считается изменение транспортной стратегии города. По словам Собянина, работа по развитию парковочного пространства для транспорта будет продолжена. Кроме того, с 2015 года дороги в городе начнут строить не только на бюджетные средства, но и на деньги частных инвесторов. «Я имею в виду платную трассу северного дублера с Кутузовского проспекта… За счет инвесторов будут продолжены обновления транспортных компаний — автобусного парка, пригородных электричек и метро», — пояснил Собянин.
Сейчас Москва вышла на рекордные темпы строительства дорог. В год возводится около 80 километров дорожного покрытия, развязок, мостов. Кроме того, в столице сейчас одновременно строится 100 километров линий метрополитена. На 10-15 лет рассчитана программа строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). С их помощью водители смогут оставлять свои автомобили на парковках, а сами пересядут на общественный транспорт. Градостроительная документация принята по 138 капитальным ТПУ, всего будет возведено 273 узла.
Бурно обсуждалась в конце этого года перспектива ввода платного въезда в столицу. Более того, в конце ноября СМИ сообщали, что федеральные власти принципиально одобрили инициативу столичных властей. Назывались и возможные расценки: 200 рублей за пересечение МКАД и ТТК. Такие разговоры Собянин назвал «газетной уткой». «Считаю, что в нынешней непростой ситуации, когда падают доходы населения, по крайней мере, не так бурно растут, как в предыдущие годы, такие решения (о платном въезде — прим.«Ленты.ру») принимать чрезвычайно сложно и вредно», — сказал мэр.
Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Еще одним важным направлением деятельности московских властей можно считать расширение диалога с горожанами. Флагманом этой работы с мая текущего года стал портал онлайн-референдумов «Активный гражданин». Заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова заявила, что более половины москвичей знают о существовании проекта. Благодаря этому чиновникам удается не только услышать тех людей, которые лично заинтересованы в решении проблем, но и узнать мнение большинства москвичей.
Всего на портале, по данным Раковой, зарегистрировано более 800 тысяч человек. Самое активное голосование состоялось 30 ноября и было связано с установлением единого графика школьных каникул. В каждом голосовании на портале принимает участие в среднем 200 тысяч человек. Почти половина из них принимает участие в 10 и более референдумах.
Наибольшее негодование московского мэра вызвали противогололедные реагенты. Тем не менее, считает градоначальник, отказаться от их использования невозможно. «Я бы предложил зимой на недельку от них отказаться. Это была бы веселая история», — заметил мэр, пояснив, что более страшный транспортный коллапс в Москве представить сложно.
Зато предметом гордости столичных властей являются рекордные объемы реставрации памятников архитектуры. «Мы с десяти объектов, которые реставрировались в 2010 году, вышли на 300... то есть объем реставрации увеличился в 30 раз. И по количеству объектов, и по объему финансирования», — сказал мэр в приуроченном к форуму интервью. Общий объем инвестиций составляет 17-19 миллиардов рублей в год.
На форуме мэра неоднократно спрашивали, как будет развиваться Москва в условиях тяжелой мировой экономической конъюнктуры. Собянин рассказал, что за последние годы стоимость московских строек уменьшилась на четверть, была создана система контроля ценообразования и ведения торгов. Таким образом, дефицит столичного бюджета полностью закрывается за счет экономии на городском заказе. В наступающем году Москва не будет сокращать ни одного направления развития города, ни одной программы.