После распада СССР интерес к марксизму в России предсказуемо упал, и в итоге в настоящее время изучение этого направления политической мысли свелось скорее к кружкам по интересам. В то же время кризис 2008-2009 годов способствовал возрождению на Западе интереса к марксизму. Например, продажи книги «Капитал» в Германии, Англии и Франции выросли в десятки раз. Среди европейских интеллектуалов стало модным переосмысливать данную идеологию и даже отрекаться от прежних либеральных взглядов и переходить в стан марксистов (как это сделал, к примеру, один из идеологов Евросоюза, прежде неолиберал Жак Аттали, написавший биографию Маркса). В этой связи крайне интересна публикуемая на русском языке работа марксистов британской школы Алана Вудса и Теда Гранта «Бунтующий разум: Марксистская философия и современная наука», выходящая в издательстве «Канон-плюс». В ней на основе примеров из современной науки исследователи отстаивают востребованность марксистской философии в современную эпоху.
С разрешения издательства «Канон-плюс» «Лента.ру» публикует отрывок из книги Алана Вудса и Теда Гранта «Бунтующий разум: Марксистская философия и современная наука», посвященный современному состоянию науки в капиталистическом обществе.
Период, когда капиталистический класс поддерживал рациональное мировоззрение, канул в Лету. В эпоху разложения капитализма привычный ранее ход процессов перевернулся с ног на голову. Выражаясь словами Гегеля, «разум становится неразумием». Действительно, в промышленно развитых странах «официальная» религия находится на грани краха. Церкви пустуют и все больше погружаются в пучину кризиса. Взамен мы видим здесь настоящую «египетскую чуму» своеобразных религиозных сект, сопровождаемую расцветом мистицизма и разного рода суеверий. Внушающая страх эпидемия религиозного фундаментализма (христианского, иудейского, исламского и индуистского) наглядно иллюстрирует тупик, в котором оказалось общество. В то время как впереди уже маячит новое столетие, мы наблюдаем ужасающий возврат к раннему Средневековью.
Это явление не ограничивается Ираном, Индией и Алжиром. В Соединенных Штатах мы стали свидетелями «резни в Уэйко» («Осада "Маунт Кармел"» — 50-дневная осада (с февраля по апрель 1993 года) силами ФБР США поместья «Маунт Кармел» в Уэйко (штат Техас), где находились члены религиозной секты «Ветвь Давидова». Осада закончилась штурмом, в котором приняли участие около 700 человек при поддержке танков и вертолетов. Во время событий погибли 79 членов секты. — прим. перев.), а затем в Швейцарии — коллективного самоубийства группы религиозных фанатиков. (В ночь на 5 октября 1994 года в швейцарских деревнях Шейри и Гранж-сюр-Сальван произошло ритуальное самосожжение 48 членов швейцарско-канадской секты «Орден храма солнца». Большая часть жертв фатального пожара ушли из жизни в одурманенном состоянии. — прим. перев.)
В прочих странах Запада мы видим неконтролируемое распространение религиозных сект, суеверий, астрологии и других иррациональных тенденций. Во Франции насчитывается примерно 36 тысяч католических священников и более 40 тысяч профессиональных астрологов, включенных в систему налогообложения. До недавнего времени казалось, что Страна восходящего солнца является исключением из этого правила. Уильям Рис-Могг, бывший редактор «Лондон таймс» и убежденный ультраконсерватор, в своей недавней книге «Великий расчет, или Как изменится мир во время депрессии 1990-х годов» заявил буквально следующее: «Возрождение религии в той или иной степени происходит по всему миру. Японию, наверное, можно считать исключением, потому что общественный строй там пока еще не проявлял никаких признаков ломки…» Рис-Могг сглазил. Спустя несколько лет после появления данных строк ужасная газовая атака в токийском метро привлекла внимание всего мира к существованию крупных религиозно-фанатических групп даже в такой стране, как Япония, где экономический кризис положил конец долгому периоду полной занятости и общественной стабильности.
Данные явления имеют поразительное сходство с тем, что происходило в период упадка Римской империи. Быть может, вы захотите возразить, что подобные вещи ограничены лишь периферией общества? Как бы не так: Рональд и Нэнси Рейган регулярно консультировались с астрологами по поводу всех своих планов — больших и малых. Приводим для наглядности ряд цитат из книги Дональда Рейгана «К сведению» (For the Record):
«Практически каждый крупный шаг и решение Рейганов в период моего пребывания в должности главы аппарата Белого дома заблаговременно согласовывались с женщиной из Сан-Франциско, составляющей гороскопы. Это делалось с целью убедиться, что планеты находятся в благоприятном расположении для осуществления задуманного. Нэнси Рейган, похоже, свято верила в дар ясновидения этой женщины, которая предсказала, что с президентом случится нечто плохое, незадолго до того как он был ранен во время покушения в 1981 году.
Хотя я никогда не встречался с этой провидицей (госпожа Рейган передавала мне ее предсказания, посоветовавшись с ней по телефону), она стала таким важным фактором в моей работе, что превратилась в помощника, сообщающего мне, когда будет благоприятная обстановка для перемещения президента Соединенных Штатов из одного места в другое, для публичных выступлений или для начала переговоров с иностранной державой. Было даже время, когда в отношении высоких государственных дел я держал на своем столе календарь с цветовой маркировкой, где зелеными чернилами выделял "хорошие" дни, красными — "плохие", а желтыми — "сомнительные".
До того как я пришел в Белый дом, человеком, включающим гороскопы госпожи Рейган в президентский график, являлся Майк Дивер… О его осмотрительности и благонадежности красноречиво говорит факт, что лишь немногие в Белом доме знали, что госпожа Рейган вовлечена в этот процесс [ожидания президентского графика], а уж тем более никто не знал, что какой-то там астролог из Сан-Франциско согласовывает детали президентского распорядка дня. Дивер рассказал мне, что зависимость госпожи Рейган от оккультизма началась, по крайней мере, уже в ту пору, когда ее муж был губернатором. Тогда она полагалась на советы знаменитой Джейн Диксон. Впоследствии потеряла веру в способности Диксон. Но первая леди, казалось, свято верила в дар ясновидения той женщины из Сан-Франциско. По-видимому, Дивер перестал придавать большое значение бесконечному "спиритическому сеансу". Для него это было просто одной из маленьких проблем в жизни служителя сильных мира сего. "Во всяком случае, — говорил он, — эта женщина-астролог была не настолько чокнутой, как предыдущая"».
Астрология, если верить личному экстрасенсу семьи американского президента, применялась и для планирования встречи между Рейганом и Горбачевым, однако отношения двух первых леди, по мнению того же экстрасенса, складывались не столь гладко, как хотелось бы, а все потому, что не удалось установить дату рождения Раисы Максимовны! Движение к «рыночной экономике» в России преподнесло этой несчастной стране все «блага» капиталистической цивилизации: массовую безработицу, разложение общества, проституцию, мафию, беспрецедентную волну преступности, наркотики и религию. Сам Ельцин, как выяснилось недавно, консультировался с астрологами. Таким образом, и в этом отношении зарождающийся капиталистический класс в России показал себя весьма примерным учеником, усвоившим западные образцы для подражания.
Преобладающее чувство дезориентации и пессимизма находит отражение повсюду, но только не напрямую в политике. Эта универсальная нелогичность неслучайна. Она суть психологическое отражение мира, в которой судьбой человечества управляют вселяющие страх и, казалось бы, невидимые силы. Вы только посмотрите на внезапную панику на фондовой бирже, где «представительные» люди постоянно суетятся, словно муравьи, у которых разворошили муравейник. Такие периодические судороги, вызывающие стадную панику, наглядно иллюстрируют капиталистическую анархию. И все это определяет жизнь миллионов людей. Мы живем в обществе, находящемся в состоянии упадка. Свидетельства разложения являют себя отовсюду. Консервативные реакционеры оплакивают распад семьи и эпидемию наркотиков, преступлений, бессмысленного насилия и многого другого. Единственное решение, которое они способны предложить, — усилить подавление со стороны государства (больше полиции, больше тюрем, больше суровых наказаний!) и даже допустить применение генетических исследований предполагаемых «преступных типов». Чего они не могут и не смогут увидеть, так это того, что данные явления — симптомы тупика общественной системы, которую они представляют.
<...>
До недавнего времени казалось, что научный мир находится в стороне от общего упадка капитализма. Чудеса современных технологий подняли на небывалую высоту престиж ученых, которые производят впечатление едва ли не волшебников. В такой же пропорции возросло уважение по отношению к научным сообществам, ведь теории последних становятся все более и более непонятными даже большинству образованных людей. Однако ученые — простые смертные, живущие в том же самом мире, что и остальные. Они также могут находиться под влиянием преобладающих идей, философских принципов, политики и предубеждений, не говоря уже о весьма существенных временами материальных интересах.
В течение долгого времени молчаливо предполагалось, что ученые, в особенности физики-теоретики, составляют особую касту людей, стоящих выше рядовых представителей человечества и посвященных в тайны Вселенной, скрытые от глаз простых смертных. Этот миф XX столетия хорошо передается старыми научно-фантастическими фильмами, в которых Земля находится под угрозой уничтожения со стороны пришельцев из космоса. (На самом деле источник угрозы будущему человечества расположен намного ближе к нам, но это уже другая история.) В самый последний момент обязательно появляется человек в белом халате, пишет на доске сложное уравнение — и проблемы как не бывало.
Истина же несколько иная. Ученые и прочие интеллектуалы не защищены от общих тенденций общества. Факт, что большинство исследователей заявляют о безразличии к политике и философии, означает лишь, что они с легкостью становятся жертвами царящих вокруг предрассудков. Довольно часто их идеи используются для поддержки наиболее реакционных политических позиций. Наглядный тому пример — генетика, где разразилась поистине контрреволюция, прежде всего в Соединенных Штатах. Научные теории используются здесь якобы для того, чтобы «доказать» положение, согласно которому корни преступности кроются не в социально-бытовых условиях, а в неких «генах преступности». Нам предлагают поверить, что чернокожее население прозябает в бедности не в результате его дискриминации, а по причине генетических особенностей телесной конституции самих чернокожих людей. Похожие аргументы используются по отношению к бедным, матерям-одиночкам, женщинам, гомосексуалистам и многим другим. Разумеется, такого рода «наука» весьма удобна республикански ориентированному Конгрессу с его стремлением к безжалостному сокращению социальных пособий.
Настоящая книга посвящена философии, точнее говоря, философии марксизма — диалектическому материализму. Философам негоже говорить ученым, как думать и о чем писать, по крайней мере, когда они пишут о науке. Однако у ученых есть привычка к выражению мнений о разного рода вещах: о философии, о религии, о политике. Они, конечно, имеют на это полное право. Но когда находят уместным использовать достаточно благоразумные успехи науки для защиты в высшей степени нездоровых и реакционных философских взглядов, наступает время расставить все по своим местам. Эти заявления отнюдь не остаются в узком кругу профессоров. За них ухватились политики правого крыла, расисты и религиозные фанатики, которые пытаются прикрываться псевдонаучными аргументами.
Ученые часто жалуются, что их неправильно понимают, мол, у них и в мыслях нет желания снабжать «боеприпасами» шарлатанов от мистики и политических жуликов. Быть может, это действительно так. Однако в таком случае их можно упрекнуть в небрежности или как минимум в поразительной наивности.
<...>
Все большее число ученых выражают недовольство текущей ситуацией не только в науке и образовании, но и в обществе в целом. Они видят противоречие колоссального потенциала технологий и мира, где миллионы людей живут на грани голодания. Наблюдают систематическое злоупотребление наукой в интересах выгоды для крупных монополий. И они должны быть глубоко возмущены постоянными попытками принудить ученых к обслуживанию религиозного мракобесия и реакционной общественной политики.
Многим из них претит бюрократическая и тоталитарная сущность сталинизма. Однако крах Советского Союза показал, что альтернатива в виде капитализма еще хуже. На собственном опыте многие ученые пришли к выводу, что единственный выход из социального, экономического и культурного тупика возможен на основе некоего рационально спланированного общества, в котором наука и технологии поставлены на службу человечеству, а не частным интересам. Такое общество должно включать сознательный контроль и участие всего населения, то есть быть демократическим в подлинном смысле слова. Социализм демократичен по своей природе. Как заметил Троцкий, «национализированная плановая экономика нуждается в демократии так же, как человеческий организм нуждается в кислороде». Недостаточно просто рассмотреть проблемы мира — необходимо изменить его.