Лебедина пісня

Потери России от прекращения сотрудничества с Украиной в космической отрасли

Фото: Sea Launch

После событий на востоке Украины в начале 2014 года и присоединения Крыма к России сотрудничество ракетостроителей двух стран начало замораживаться. Импортозамещение в мирной космической отрасли фактически свелось к отказу от использования носителей, в производстве которых участвует западный сосед.

«Морской старт»

В рамках соглашения, заключенного в 1995 году, было объявлено о строительстве единственного в мире плавучего космодрома «Морской старт» (Sea Launch). Учредителями одноименной компании выступили американский аэрокосмический гигант Boeing, российская корпорация «Энергия», днепропетровские конструкторское бюро «Южное» и завод «Южмаш», а также норвежская судостроительная компания Aker Solutions (в современном названии). Проект предусматривал запуск на украинской ракете-носителе среднего класса космических аппаратов с пусковой площадки Odyssey, представляющей собой переоборудованную японскую нефтедобывающую платформу. Ее расположили вблизи острова Рождества на экваторе, что обеспечивало максимальную величину выводимой на геостационарную орбиту нагрузки (около четырех тонн).

Украинское участие в проекте сводилось к производству первых двух ступеней ракеты «Зенит-3SL». 22 июня 2009 года международный консорциум объявил о своем банкротстве, а 1 апреля 2010 года общее руководство проектом компания Boeing передала корпорации «Энергия», доля которой в проекте была доведена до 95 процентов. 22 августа 2014 года «Морской старт» объявил о приостановке своей работы, а 24 декабря вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин сообщил о невозможности продолжения сотрудничества по проекту «Морской старт» с «Южмашем» и о возможной кооперации с Бразилией. Последняя пыталась при помощи Украины реализовать на своем приэкваториальном космодроме Алкантара проект «Циклон-4». Впрочем, безуспешно: о выходе из проекта Бразилия объявила в апреле 2015 года.

К 26 мая 2014 года в рамках проекта было осуществлено 36 запусков, из которых 32 успешных и четыре — нештатных. Несмотря на то что в официальных документах и открытых источниках Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) и ее предприятий до сих пор обозначены планы по участию страны в теперь уже российском проекте, официальная позиция Москвы иная. С одной стороны, в «Морской старт» могут интегрировать новых участников — Бразилию или проявлявших к нему интерес ОАЭ. С другой стороны, плавучий космодром может быть перебазирован к Владивостоку, а на его основе построена пусковая площадка для запуска ракет семейства «Ангара».

Двигатель РД-171 первой ступени ракеты-носителя «Зенит-3SL» и ее разгонный блок производятся в России. Система управления ракетой тоже — в Научно-исследовательском институте автоматики и приборостроения имени Пилюгина. То есть на ракете, собираемой на Украине, установлено до 70 процентов российских компонентов. Одним из преимуществ использования «Зенит-3SL» была их дешевизна и хорошо налаженная технология сборки (высказывались даже предложения организовать ее на территории России). Однако к настоящему времени производство и пуск украинской ракеты приближается к таковым для «Протонов» (стоимостью в 90 миллионов долларов), а в этом случае необходимость в них может отпасть.

«Наземный старт»

Проект «Наземный старт», максимальным образом использующий наработки по «Морскому старту», предполагает использование ракет «Зенит-3SLБ» и «Зенит-3SLБФ» для запуска аппаратов с космодрома Байконур. В отличие от «Зенит-3SL» в ней все комплектующие изготовлены в России и на Украине, тогда как в ракете «Зенит-3SL» головной обтекатель производился компанией Boeing. В ракете «Зенит-3SLБ» разгонный блок «ДМ-SLБ» создавался корпорацией «Энергия», а головной обтекатель — Научно-производственным объединением имени Лавочкина. В ракете «Зенит-3SLБФ» разгонный блок «Фрегат-СБ» изготавливался там же. Управление пуском (и космодромом) также осуществляет российская сторона — «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры».

За период с 28 апреля 2008 года по 1 сентября 2013 год все девять пусков «Зенитов» в рамках проекта «Наземный старт» были успешными. Предполагалось, что эти ракеты постепенно заменят «Протон-М» на космодроме Байконур как более дешевые и экологичные (украинский носитель работает на керосине и жидком кислороде, а не на гептиле). В рамках казахстанского проекта «Байтерек» планировалось использовать именно «Зениты», однако первый вице-премьер Казахстана Бакытжан Сагинтаев и вице-премьер России Дмитрий Рогозин решили строить в 2021 году на Байконуре пусковую площадку для российских ракет «Ангара».

Украинская сторона не исключает, что проекты «Морской старт» и «Наземный старт» могут получить вторую жизнь в рамках программы «Воздушный старт», в которой запуск «Зенитов» предполагается осуществлять с самого мощного по грузоподъемности транспортного самолета Ан-225 «Мрия». Однако такие идеи в сложной экономической ситуации представляются фантастичными.

«Рокот»

Конверсионные трехступенчатые (вместе с разгонным блоком «Бриз-М») ракеты-носители легкого класса «Рокот» производит Центр Хруничева. Для разгонников этих ракет харьковский «Хартрон» (бывший «Электроприбор») поставляет системы управления. Носитель, стартующий с Плесецка, способен выводить на низкие околоземные орбиты грузы до двух тонн. С 16 мая 2000 года по 31 марта 2015 года было осуществлено 23 пуска ракет «Рокот», из которых 11 — по коммерческим контрактам (в рамках Еurockot Launch Services — совместного предприятия Центра Хруничева и Airbus) и 12 — по федеральным. Неудачных пусков — два. Именно на ней был выведен на орбиту «убийца спутников» — аппарат «Космос-2499».

Главным заказчиком федеральных пусков «Рокотов» выступало Министерство обороны России. Для него носители на орбиту выводили аппараты серии «Гонец». В настоящее время орбитальная группировка насчитывает 12 спутников, которые находятся на низких орбитах и призваны обеспечить связь вне зоны доступа GSM. Основным преимуществом использования этих ракет являлась их низкая стоимость (около 20 миллионов долларов, включая производство и запуск). Осуществленный в марте 2015 года старт «Рокота» может стать для него последним. В дальнейшем военные свои спутники планируют запускать при помощи ракет «Союз-2.1в» и «Ангара-А1».

«Мы работаем совместно с Минобороны РФ в плане этой ракеты. Было бы целесообразно использование нового носителя "Союз 2.1в" с Плесецка и легкой "Ангары". Посмотрим, сколько еще потребуется времени на использование конверсионного "Рокота", но в ближайшем будущем мы от нее откажемся», — сообщил Олег Остапенко в ноябре 2014 года на международном авиасалоне в Китае. Тогда чиновник возглавлял Роскосмос.

Причиной отказа от конверсионных ракет «Рокот» (а также близкой им «Стрелы») послужило ограничение украинской стороной поставок в Россию технологий двойного назначения. «Нам поступило распоряжение получать от российских контрагентов гарантии того, что наша продукция не будет использоваться в военных целях. Полагаю, в международных космических проектах наше оборудование использоваться может, мы тут проблем не видим. От сотрудничества с "Хруничевым" по гражданским проектам мы не отказывались», — сообщил «Известиям» главный конструктор компании «Хартрон-Аркос» Анатолий Калногуз.

«Дніпро»

В отличие от «Рокотов» и «Зенитов», от ракет «Днепр», созданных на основе советских межконтинентальных баллистических ракет РС-20 (по классификации NATO — SS-18 Satan) Россия пока не спешит отказываться. Ракеты РС-20 являются одними из самых мощных из всех межконтинентальных баллистических ракет в мире. Их производством занимался «Южмаш», а систему управления для них разработал «Хартрон». Согласно подписанному в Москве в конце июля 1991 года Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений СССР (а затем и его правопреемник — Россия) должен был уничтожить половину таких ракет (или найти им мирное применение).

С 21 апреля 1999 по 26 марта 2015 года с космодрома Байконур и пусковой площадки «Ясный» российско-украинско-казахской компанией «Космотрас» было осуществлено 22 пуска этих носителей, из которых только один был нештатным.

«Сейчас российская сторона поставила вопрос об изменении экономики проекта таким образом, чтобы он был более выгоден российской стороне. Устроят ли эти условия украинских партнеров, пока непонятно, но если не договоримся — программа "Днепр" будет завершена», — сообщил «Известиям» источник в космической отрасли России. Представитель «Южмаша» подтвердил начало переговоров с российской стороной.

«Либідь»

Первый украинский геостационарный телекоммуникационный спутник «Либідь» произвела канадская компания MacDonald, Dettwiler and Associates в рамках соглашения, заключенного в 2009 году. Стоимость контракта составила 254 миллиона долларов. Предполагалось, что спутник будет запущен с космодрома Байконур с платформы «Наземный старт». Сроки запуска с 2011 года неоднократно переносились в связи с недостатком финансирования и повышением проектной мощности спутника.

В настоящее время спутник находится в городе Железногорске Красноярского края, на территории предприятия «Информационные спутниковые системы имени Решетнева». Российская сторона ожидает, когда Украина оплатит его транспортировку на космодром Байконур и стоимость российских комплектующих в производстве ракеты «Зенит-3SLБФ».

Денежные средства из бюджета правительство Украины выделять не собирается, поэтому ГКАУ планирует привлекать внебюджетное финансирование. Для запуска «Либедi» Россия оставила для своего соседа стартовое окно на ноябрь и декабрь 2015 года. Не исключено, что если пуск состоится, он станет последним в истории ракет «Зенит».

Украинский ЦУП

После присоединения Крыма к России Украина лишилась доступа к своему Центру управления полетами (ЦУПу) — Национальному центру управления и испытаний космических средств (НЦУИКС) в поселке Витино около Евпатории. Там располагались пульт управления научными космическими аппаратами семейства «Січ», а также комплекс управления еще не запущенного первого украинского телекоммуникационного спутника «Либідь».

Россия до сих пор не вернула Украине оборудование НЦУИКС, который в России стал называться 40-м Отдельным командно-измерительным комплексом и вошел в состав Главного испытательного космического центра имени Титова войск воздушно-космической обороны России. Функции управления аппаратом «Либідь» Украина фактически передала киевскому предприятию «Укркосмос», на территории которого планируется создание соответствующего командного пункта. До этого управлять спутником «Либідь» страна собирается с арендованной у компании Теlespacio станции, расположенной в Италии. Для управления группировкой спутников «Січ» и замене НЦУИКС Украина создает комплекс в городе Дунаевцы Хмельницкой области.

Перспективы

После распада СССР ракетно-космические предприятия Украины оказались в значительной степени ориентированы на сотрудничество с Россией. В течение 2014 года предприятия Украины не получили ни одного заказа от России на поставку ракет-носителей и космических аппаратов. Проекты «Морской старт» и «Наземный старт» приостановлены, а пуски конверсионной ракеты-носителя «Днепр» Россия собирается проводить с максимальной выгодой для себя.

На основном космическом предприятии Украины — днепропетровском «Южмаше» — в советское время работало до 50 тысяч человек. В настоящее время при сохранении тех же производственных мощностей на заводе числятся менее 7,5 тысяч человек. Только за 2014 год предприятие сократило объемы производства на 26 процентов, а в 2015 году накопило восьмимесячные долги по зарплате. Выплатить зарплаты властям Украины удалось после секвестирования программы «Циклон-4». В планах руководства «Южмаша» значится диверсификация производства.

В частности, примерно 25-30 процентов мощностей «Южмаша» планируют перенаправить компании «Энергоатом», в ведении которой находятся все (четыре) атомные станции Украины и сопутствующие предприятия. Также ГКАУ ведет переговоры о переориентации производства для нужд «Нафтогаза» и оборонной промышленности Украины. Доля другой выпускаемой предприятием продукции (тракторов и троллейбусов) незначительна.

Как отметил в своем интервью «Демократична Украiна» недавно назначенный председателем ГКАУ Олег Уруский, в большей степени пострадали от снижения заказов со стороны России предприятия «Коммунар» и «Киевприбор», производящие электронику для российской космической техники: «"Киевприбор" и "Коммунар" являются наиболее экспортозависимыми от России, поскольку они поставляют свою продукцию как комплектующее оборудование для российских ракет-носителей "Союз", "Протон" и других. Подчеркиваю, что там, где речь идет о поставках украинской продукции для мирных космических программ, заказы из России для упомянутых наших предприятий еще остаются, как заказы для деятельности Международной космической станции (МКС)».

Глобально решать проблемы космической отрасли ее руководители предлагают реструктуризацией и приватизацией каждого предприятия с созданием соответствующих государственных акционерных обществ. Затем из этих предприятий предлагается создать эффективно управляемую интегрируемую структуру, в которую на заключительном этапе реформ надеются привлечь иностранный капитал. По мнению Уруского, реформирование космической отрасли Украины после распада СССР завершено не было.

В настоящее время участие Украины в международных программах сводится к производству «Южмашем» маршевого двигателя РД-843 для верхней ступени итальянской ракеты-носителя Vega легкого класса, а также созданию основной конструкции первой ступени ракеты Antares. С 13 февраля 2012 года ракеты Vega четыре раза (все — успешно) стартовали с космодрома Куру во Французской Гвиане, и составляют основу парка легких носителей компании Arianespace. В ходе последнего пуска, состоявшегося 11 февраля 2015 года, на орбиту был отправлен экспериментальный корабль Intermediate eXperimental Vehicle.

Ракеты Antares частной американской Orbital Sciences Corporation в период с 21 апреля 2013 года запускались пять раз. Последний пуск 28 октября 2014 года был неудачным: на высоте около 150 метров над стартовой площадкой носитель, который должен был отправить на МКС космический грузовик, был подорван оператором пуска. Причиной аварии названа неисправность турбонасосного агрегата одного из двигателей AJ-26 (модернизированных российских НК-33) на первой ступени ракеты.

Представляется маловероятным, что Роскосмос без финансового участия третьей заинтересованной стороны продолжит сотрудничество с Украиной в области ракетостроения. Сейчас у России есть другие космические задачи. Среди них — строительство космодрома «Восточный», разработка ракет-носителей семейства «Ангара», создание нового пилотируемого корабля на смену «Союзам» и национальной орбитальной станции, а также реформировании отрасли в условиях жесткой конкуренции со стороны западных компаний (прежде всего европейской Arianespace, а также американских United Launch Alliance и SpaceX) и ограничений доступа к перспективным радиоэлектронным разработкам.

Проблема зависимости России от украинских систем управления, по всей видимости, решится в ближайшие несколько лет. Однако поспешность, с которой Роскосмос хочет отказаться от украинских систем управления, не всегда оправдана. В частности, при помощи ракеты-носителя «Союз-2.1а» транспортный корабль серии «Прогресс» 28 апреля 2015 года был запущен только во второй раз за свою историю. На ракете в качестве главного управляющего звена установлена борто­вая цифровая вычислительная машина, произведенная в России, что считается одним из ее преимуществ. Ранее пуски грузовиков осуществлялись при помощи ракеты «Союз-У», в системе управления которой использовались украинские компоненты.

Можно надеяться, что экстремальные условия, в которых оказались украинские ракетостроители, не приведут к прекращению существования отрасли в стране и продаже за бесценок ее разработок третьим странам. В случае, если Россия окончательно свернет сотрудничество с Украиной, космическая отрасль последней имеет шансы выжить только в случае глубокой интеграции с западными партнерами.

подписатьсяОбсудить
00:02 Сегодня

Ехай прямо, навсегда

Какие сюрпризы приготовили главные гонки 2016 года
00:01 19 сентября 2016
Готовящаяся к вспышке звезда Эта Киля в центре туманности Гомункул

Яркая смерть

Когда вспышка сверхновой уничтожит жизнь на Земле
Сергей Нарышкин Пятый куратор
Станет ли Сергей Нарышкин последним руководителем СВР
Нехватка легкости
«Вертолетам России» не хватает в программе легкой коммерческой машины
3D-винтовка для мировой революции
Сможет ли напечатанное оружие завоевать мир
Семь лет битв
Как шла самая кровопролитная война XVIII века
Башку с плеч!
Раскрыты подробности первой успешной операции по пересадке головы
Ехай прямо, навсегда
Какие сюрпризы приготовили главные гонки 2016 года
Перемога!
Какой оказалась главная украинская стратегия
Потрачено!
Как пираты переводили компьютерные игры
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
Не ЗОЖ, но хорош
В Instagram полюбили ироничный аккаунт противницы правильного питания
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
С мотором в багажнике
Вспоминаем заднемоторные седаны в честь юбилея Skoda 105/120/125
Джентльмены, покупайте ваши моторы!
Непростой Тест: чьи двигатели стоят на спорт- и суперкарах?
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США