Группировка «Исламское государство» (ИГ) давно перестала быть проблемой одного только Ближнего Востока. У этой организации есть сторонники практически во всех уголках мира. Особую опасность ИГ представляет для стран, где мусульмане составляют большинство или значительную часть населения, — жители этих государств зачастую становятся жертвами пропаганды радикалов. Активность исламистов может возрасти (со всеми вытекающими последствиями), когда джихадисты начнут возвращаться на родину из Сирии и Ирака. О том, как страны Юго-Восточной Азии объединяют усилия для противодействия росту исламского экстремизма, рассказывается в статье ведущего научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН Натальи Рогожиной, предоставленной «Ленте.ру» Российским советом по международным делам (РСМД).
Борьба с «Исламским государством» (организация запрещена в России) приобрела глобальный характер не только потому, что мировое сообщество озабочено нарастанием политической и военной напряженности на Ближнем Востоке, но прежде всего — из-за угрозы, которую эта террористическая организация представляет национальной безопасности государств, расположенных на разных континентах. 2 октября 2015 года в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) состоялось специальное заседание на уровне министров по проблеме роста радикализма и воинствующего экстремизма в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА).
Хотя проблема межконфессиональных конфликтов не нова для региона (столкновения на религиозной почве между мусульманами и христианами, буддистами и мусульманами периодически возникают в разных странах ЮВА, не говоря уже о террористической деятельности сепаратистов на юге Таиланда, а также радикальных исламистов в Индонезии и на Филиппинах), именно с появлением ИГ остро встал вопрос о необходимости координации международных усилий для предотвращения нарастания экстремизма и исламского радикализма.
Угроза, исходящая от ИГ, измеряется не числом их граждан из стран АСЕАН, воюющих на стороне исламистов в Сирии и Ираке. Их не так уж много — 400-800 человек из 30 тысяч иностранцев, вступивших в ряды организации. Главная опасность — в распространении влияния ИГ в регионе, где проживают 15 процентов мусульман всего мира, и в укреплении здесь позиций радикального исламизма. Для этих опасений есть основания: с одной стороны, наличие организационной базы террористов джихадистского толка, готовых присягнуть на верность халифату (это сделали примерно 30 террористических группировок), а с другой — относительно большое число сочувствующих ИГ граждан. Пока эта восприимчивая к идеям экстремистов социальная база насчитывает лишь несколько тысяч человек (примерно три тысячи индонезийцев в соцсетях высказались в поддержку «Исламского государства»). Но поддержка ИГ может возрасти после возвращения на родину воевавших на стороне халифата мусульман.
Эти радикалы прошли военную подготовку и обросли международными связями. Благодаря этому ИГ сможет укрепить экстремистское подполье и осуществлять в дальнейшем террористические акты, направленные на свержение существующих режимов и создание халифата под названием «Даулах Исламиях Нусантара» (Daulah Islamiyah Nusantara) на территории Индонезии, Малайзии, Сингапура, на юге Таиланда и Филиппин, где уже существуют очаги активности его приверженцев.
Будущие действия боевиков ИГ после их возвращения на родину стали предметом особой озабоченности стран АСЕАН, тем более что уже имеются точные данные о готовящихся ими терактах в регионе. Пока эти атаки удавалось предотвращать, но просчитать все возможные варианты развития ситуации на ближайшие пять-десять лет не представляется возможным. В этой связи стоит напомнить, чем сопровождалось возвращение домой джихадистов, воевавших в Афганистане. Взрыв на острове Бали — лишь одно из последствий вовлечения местных исламистов в мировой терроризм. Сторонники ИГ настроены еще более радикально, чем их предшественники.
ИГ действует целенаправленно в странах региона, укрепляя свое влияние и разными методами вербуя будущих боевиков — с помощью проповедей в мечетях, обработки учащихся медресе и религиозных школ-интернатов (зачастую эти заведения финансируются радикальными исламистскими организациями). В ход идет распространение религиозной литературы джихадистского толка и агитация в социальных сетях. Сегодня в странах Юго-Восточной Азии зафиксировано 10 тысяч экстремистских веб-сайтов.
Борьба с радикальными исламистами в странах ЮВА ведется сегодня по разным направлениям. Наряду с контртеррористическими действиями (только за 2015 год в Малайзии были задержаны 92 человека по подозрению в связях с ИГ) ужесточается визовый режим и контроль в тюрьмах, откуда сегодня осужденные террористы могут свободно передавать видеообращения, а также над мечетями, где осуществляется религиозная обработка будущих боевиков. Активно используются средства массовой информации для контрпропаганды, направленной на разоблачение учений джихадистов. Ведется разъяснительная работа среди населения о противоречии идеологии ИГ традиционным ценностям ислама. В этом направлении государства действуют в тесном сотрудничестве с ведущими мусульманскими организациями, которые выступают с осуждением деятельности ИГ. На их помощь и содействие в первую очередь и рассчитывают власти, пытаясь лишить сторонников этой террористической организации социальной опоры в местном обществе.
Участники министерской встречи стран АСЕАН декларировали, что в рамках проведения контртеррористических действий особое внимание будет уделяться именно превентивным мерам. При этом за основу будут взяты программы перевоспитания боевиков, успешно апробированные в Малайзии, которая по коллективному решению Индонезии, Филиппин и Таиланда должна возглавить процесс планирования и осуществления мер противодействия терроризму в регионе. В подтверждение намеченных целей в Малайзии на январь 2016 года запланирована конференция по проблеме дерадикализации в формате «АСЕАН плюс восемь стран».
Тем не менее еще рано делать прогнозы относительно эффективности проводимой политики по дерадикализации стран ЮВА. У них фактически нет опыта, обученных кадров и соответствующей правовой базы для противодействия распространению влияния «Исламского государства», которое представляет большую опасность с точки зрения нагнетания экстремизма в регионе. Именно поэтому встал вопрос о расширении сотрудничества стран в рамках координации их действий и обмена опытом, взглядами и идеями в вопросах пресечения терроризма и роста насилия в регионе.