Кризисы в экономике в первую очередь бьют по менее состоятельным слоям населения, в меньшей степени затрагивая средний класс и обычно обходя стороной пресловутый «один процент». Однако нынешний затяжной кризис вкупе с международной нестабильностью, похоже, затронул и luxury-сегмент потребления.
В условиях продолжающейся экономической нестабильности на мировых рынках сегмент luxury в большинстве стран находится сейчас в сложном положении. Свою роль сыграла и террористическая угроза: эксперты серьезно опасаются, что недавний теракт в Париже, одном из центров индустрии моды и традиционном месте «охоты» за товарами премиум-класса, может значительно снизить покупательскую активность. Впрочем, главные рынки люксовой одежды, часов и аксессуаров в последние годы переместились на Ближний Восток, в Китай и Россию.
Наименее затронут кризисом ближневосточный рынок, сосредоточенный в «нефтяных» монархиях Персидского залива. Новые бутики открывались в 2015 году и в традиционных центрах шопинга в крупных городах ОАЭ и в Саудовской Аравии, состоятельные жители которой ранее предпочитали массово закупаться предметами роскоши в европейских столицах, особенно в Лондоне.
Кроме широко известных гигантов luxury в регионе пытаются закрепиться и популярные, но более демократичные премиум-бренды. Например, британская марка сумок и аксессуаров Anya Hindmarch открыла свой первый бутик в Абу-Даби, а к лету следующего года планирует экспансию в Эр-Рияд. Знаковым трендом можно считать и тот факт, что ведущие бренды премиум-сегмента активно привлекают к сотрудничеству в области PR местных знаменитостей. Так, популярная ливанская телеведущая Райя Абирашед выступает партнером Burberry, а Bulgari привлекла в качестве посла бренда другую телевизионную знаменитость арабского мира — Диалу Макки.
Не столь однозначна ситуация в Китае. Обвал фондового рынка летом 2015 года негативно повлиял на покупательскую способность, особенно в верхнем потребительском сегменте, а все еще недосформировавшийся средний класс страны вновь «откатился» к более экономичным моделям потребления — бюджетным международным и местным брендам. В частности, только в этом месяце были закрыты три магазина бренда Louis Vuitton. У марки, впрочем, осталось более 40 монобрендовых точек в разных городах страны, но эксперты оценивают перспективы достаточно пессимистично, предрекая 20-процентное сокращение количества бутиков. Пять магазинов планирует закрыть в Китае и Burberry (в дополнение к десяти уже прекратившим работу).
Кроме спада в экономике свою роль сыграли и предпринятые правительством КНР меры по борьбе с коррупцией — в частности, введенные с 2012 года ограничения на цену подарков, которые имеют право принимать чиновники и должностные лица. Не секрет, что большая часть люксовых товаров, приобретавшихся в Поднебесной, шла именно на завуалированные взятки. Китайский бизнес, впрочем, активно интересуется возможностями инвестиций в рынок luxury — так, в ноябре 2015 года гонконгская компания Godin Holdings приобрела производителя люксовых мобильных телефонов Vertu. Условия сделки не разглашаются, однако новые владельцы уже заявили, что не собираются переносить производство в Китай.
Американский luxury-ретейл в меньшей степени затронут проблемами. Основной заботой там, судя по идущей в профильных СМИ дискуссии, является трансграничная торговля через интернет, заметно подрывающая позиции традиционных офлайновых бутиков. При этом самым значительным возрастным сегментом покупателей премиум-брендов в США являются «бэби-бумеры», люди от 50 и старше, традиционно предпочитавшие делать дорогостоящие покупки в непосредственном контакте с продавцом.
Ситуация в российском сегменте luxury также остается непростой, во многом в связи с произошедшим год назад серьезным обвалом рубля, снижением цен на нефть и непростыми внешнеполитическими обстоятельствами. Однако представители ретейлеров не теряют оптимизма.
Накануне Нового года и Рождества два крупнейших производителей товаров класса люкс собираются преподнести подарки своим клиентам: 9 декабря свою локацию в ГУМе меняет бутик Hermes (переезжает из одноэтажного магазина на первой линии в двухэтажный на углу третьей линии и Ветошного переулка), а 15 декабря рядом с ним откроется бутик Bulgari.
Недавно свою гумовскую резиденцию открыла и старейшая швейцарская часовая мануфактура Vacheron Constantin — она заняла помещение, прежде принадлежавшее магазину ювелирно-часового дома Van Cleef & Arpels. Последний, в свою очередь, переехал парой десятков метров южнее, в более обширный бутик в пределах той же первой линии ГУМа.
5 ноября свой магазин открыл в ТЦ «Времена года» часовой бренд Omega, сопроводив вечеринку закрытой клиентской премьерой фильма «007: Спектр» и выставкой часов Бонда — моделей марки, снимавшихся в фильмах об агенте 007.
18 ноября торжественное открытие бутика на Кузнецком мосту провела часовая компания TAG Heuer: в специально сооруженном шатре клиенты марки и гости обменивались впечатлениями о новинках и катались на роликовых коньках.
Неделей ранее открытие праздновал ювелирно-часовой бутик принадлежащей Swatch Group сети Tourbillon. Он перебрался через улицу Петровка из сравнительно небольшого помещения в двухэтажный магазин на углу Петровки и Столешникова переулка, и по этому случаю устроил выставку лотов аукционного дома Christie’s, включая полотна Миро и Явленского. «Мы находим этот магазин в красивом доме в стиле модерн вполне достойным наших часовых и ювелирных шедевров от Breguet, Harry Winston, Jaquet Droz, — поделился с «Лентой.ру» Стефан Петер, генеральный директор ООО «Свотч Груп (Рус)». — Мы чувствуем поддержку наших клиентов и развиваем деятельность компании в России». А в здании рядом с прежним помещением Tourbillon, по соседству с трехэтажным бутиком Gucci, готовится открытие магазина Burberry — на радость клиентам марки, которым уже несколько лет было больно видеть пустующее здание бывшего бутика бренда в Столешниковом переулке.
На параллельной Неглинной недавно открылся магазин нишевой парфюмерии Molecule с отдельным входом: в нем не только продают лимитированные выпуски ароматов, но и проводят встречи парфюманов с парфюмерами.
Довольно уверенно чувствует себя в Москве и популярная у российских женщин ювелирно-часовая компания Tiffany & Co. Полтора года назад марка напрямую, без посредников, открыла в российской столице свой двухэтажный монобрендовый бутик, занимающий в ГУМе двухэтажное помещение с отдельным входом и окнами на Ильинку. О том, будут ли в обозримом будущем открываться новые магазины в России, в Tiffany & Co. «Ленте.ру» не сообщили, но накануне новогодних праздников в бутике марки, позиционирующей себя как эксперта по подаркам сегмента люкс, чувствуется оживление.
Дом Louis Vuitton помимо бутика в ГУМе и отдельно стоящего монобренда в Столешниковом переулке этой осенью опробовал новый для себя в России формат, открыв корнер мужских аксессуаров в ЦУМе с опцией изготовления на заказ.
Компания-производитель люксовых часов, пишущих инструментов и аксессуаров из кожи Montblanc в новых обстоятельствах разработал новую концепцию оформления и развития своих бутиков во всем мире, в том числе в России. «Новый бутик, отражающий наш непрерывный поиск полезных и красивых инновационных решений, воплощает в себе не только современный образ Montblanc, но и видение будущего дома Montblanc, продолжающего открывать все новые горизонты в мире технологий и дизайна», — заявил Жером Ламбер, генеральный директор Montblanc International. Создателем концепции стал дизайнер Ноэ Дюшофур-Лоранс, выбравший отправной точкой оформления изогнутую линию и рукописный шрифт, символизирующий перьевую ручку Montblanc.
«Мы прекрасно себя чувствуем и развиваемся в России, — прокомментировал «Ленте.ру» ситуацию Джорджио Гвидотти, президент по связям с общественностью Max Mara Group, которой принадлежат бренды женской одежды и аксессуаров класса люкс Max Mara, Marina Rinaldi, Sportmax и другие. — Недавно открылся обновленный и расширенный бутик Max Mara в Санкт-Петербурге. Мы очень верим в Россию, ваши женщины любят нашу одежду. Прибыли серьезно возросли по сравнению с тем, что было год назад».
Кстати, по словам синьора Гвидотти, его компания неплохо чувствует себя и в Китае: «Я был в Китае пару недель назад. Китаянки по-прежнему активно покупают у нас, и особенное внимание уделяют самым дорогим вещам. Max Mara — один из крупнейших игроков на модном рынке Поднебесной, у нас там около четырехсот магазинов, и закрывать их мы не собираемся. Да, в Китае кризис, но нас, слава богу, он не коснулся».
Не наблюдает сокрушительных кризисных явлений в Китае и других странах Юго-Восточной Азии и Бьерн Бруун, владелец датской компании Bruuns Bazaar — производителя женской одежды и аксессуаров сегмента премиум. «Я считаю, что кризис 2008 года давно завершился, и никаких проявлений рецессии в нашем секторе китайского рынка я не вижу, — сказал Бруун «Ленте.ру». — То же самое и в России — мы с вами беседуем на открытии первого монобрендового магазина Bruuns Bazaar в Москве, я нашел это время вполне подходящим для выхода на ваш рынок и надеюсь, что в обозримом будущем мы откроем в России еще несколько бутиков».