Новости партнеров

Распрягай, приехали!

«АвтоВАЗ» попал в финансовый занос

Фото: Юрий Стрелец / РИА Новости

Крупнейший российский автоконцерн «АвтоВАЗ» получил рекордный убыток за 2015 год — 74 миллиарда рублей — на фоне снижения спроса на автомобили и ослабления рубля. Аудиторы зафиксировали риск приостановки деятельности предприятия. Сам автогигант попросил помощи у акционеров, которые могут провести докапитализацию группы.

Посчитали — прослезились

Крупнейший российский производитель легковых автомобилей «АвтоВАЗ» может приостановить операционную деятельность из-за финансовых проблем. К такому выводу пришли аудиторы финансовой отчетности автогиганта из Ernst & Young.

В консалтинговой компании обратили внимание, что «АвтоВАЗ» и его дочерние организации в 2015 году понесли убытки в размере 73,85 миллиарда рублей, а краткосрочные обязательства на 31 декабря превышали оборотные активы на 67,78 миллиарда. «Данные условия наряду с прочими обстоятельствами указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности "АвтоВАЗа" и его дочерних организаций продолжать свою деятельность непрерывно», — цитировало заключение аудиторов агентство «Прайм».

В финотчетности «АвтоВАЗа» сообщается, что консолидированный чистый убыток группы за прошлый год вырос втрое, установив антирекорд в 73,8 миллиарда рублей. Выручка в сравнении с 2014 годом снизилась на 8 процентов — до 176,5 миллиарда. Кроме того, «АвтоВАЗ» в 2015 году не выполнил ряд условий кредитных договоров с банками, включая коэффициенты финансового рычага, размеры EBITDA, рентабельности и ликвидности. Задолженность автомобилестроительной группы по кредитам, по которым были нарушены условия, составила более 36 миллиардов рублей. В отчете поясняется, что причинами финансовых неудач стали главным образом продолжающееся падение российского автомобильного рынка на 36 процентов и рост стоимости материалов и компонентов на фоне девальвации рубля.

На работу группы также негативно повлияли расходы на реструктуризацию бизнеса и обесценение внеоборотных активов. «В основу теста на обесценение (активов — прим. «Ленты.ру») положен прогноз по дальнейшему сокращению российского рынка легковых автомобилей до 1,3 миллиона единиц в 2016 году, в условиях наличия у "АвтоВАЗа" производственных мощностей в Тольятти и Ижевске, способных производить до 1,1 миллиона машин в год», — отмечалось в релизе автопроизводителя.

В документе также отмечалось, что «АвтоВАЗ» проводит переговоры с целью привлечь дополнительное финансирование текущей деятельности. В качестве допфинансирования автопроизводитель рассматривает варианты получения займов от акционеров, предоставление отсрочек платежа поставщикам и заключение дополнительных договоров факторинга по дебиторской задолженности. На предприятии добавили, что намерены активизировать выполнение антикризисного плана, направленного на улучшение финансовых результатов работы в 2016 году. Одним из его пунктов является введение четырехдневки с 15 февраля прошлого года, напомнили в «АвтоВАЗе».

Сплошные убытки

Финансовая яма, в которую угодил «АвтоВАЗ», формировалась не один год, отмечают эксперты. По словам старшего аналитика инвесткомпании ТКС Partners Андрея Третельникова, президенту концерна Бу Андерссону необходимо перестраивать производство, менять всю цепочку поставщиков, кардинально снижать издержки и выстраивать эффективное производство: «Это работа, которая требует не одного года, и желательно начать ее уже сейчас, иначе предприятие превратится в черную дыру, куда будут уходить государственные деньги» (совладельцем автогиганта является госкорпорация «Ростех» — прим. «Ленты.ру»).

Критичной для «АвтоВАЗа», как и для многих российских автозаводов, стала ситуация со спросом на автомобили. В прошлом году продано 269 тысяч Lada, рыночная доля марки выросла с 16,4 процента в 2014 году до 17,9 процента в прошлом. Объем выпуска автомобилей четырех брендов (Lada, Renault, Nissan, Datsun), которые собирают в Тольятти и Ижевске, составил 468,5 тысячи единиц, что на 19 процентов меньше показателей 2014 года. По данным Ассоциации европейского бизнеса, 2015 год стал третьим годом падения продаж автомобилей в России: дилеры реализовали почти на 36 процентов меньше легковушек и LCV, чем в позапрошлом, — 1,6 миллиона. В этом году ожидается падение еще примерно на 5 процентов.

Renault, один из основных акционеров «АвтоВАЗа», за год получил убыток от участия в российском предприятии в 620 миллионов евро. Группа сообщила, что попытается договориться с другими акционерами компании Alliance Rostec Auto B.V, контролирующими «АвтоВАЗ» (67 процентов акций принадлежит альянсу Renault-Nissan, около 33 процентов — «Ростеху»), о докапитализации автогиганта. В этом случае текущие кредиты и дебиторка будут внесены в капитал, что приведет к консолидации акций Renault.

В «Ростехе» подтвердили «Ленте.ру», что автопроизводитель нуждается в дополнительных мерах поддержки, чтобы иметь возможность продолжать реализовывать инвестпрограмму: «В качестве возможного сценария поддержки рассматривается докапитализация за счет внесения дополнительных средств в акционерный капитал компании и конвертации части долга». При этом госкорпорация намерена сохранить долю в капитале на уровне блокпакета.

Все равно его не бросят

Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов сомневается, что акционеры допустят остановку операционной деятельности завода, и призывает излишне не драматизировать ситуацию. «Очевидно, что положение тяжелое. В то же время займы "АвтоВАЗа" по большей части беспроцентные и предоставлены давно "Ростехом". Во-вторых, есть полная поддержка со стороны контролирующего акционера (Renault-Nissan — прим. «Ленты.ру»), который в случае необходимости проведет рекапитализацию автопроизводителя. И даже если такой вопрос возникнет, акционеры не допустят банкротства группы», — уверен он.

О том, что Renault не намерена бросать «АвтоВАЗ» в беде, заявил в интервью Bloomberg гендиректор Renault Карлос Гон. Он заверил, что французский концерн сделает все возможное, чтобы поддержать компанию и обеспечить «АвтоВАЗу» конкурентоспособность ко времени восстановления авторынка.

Беспалов подчеркивает, что на предприятии идет масштабная модернизация, и убытки связаны именно с неспособностью «АвтоВАЗа» сокращать издержки пропорционально падению продаж на российском авторынке. Основными задачами тольяттинского гиганта, по его словам, является снижение издержек наряду с увеличением продаж. Сделать это в России при снижении покупательской способности населения если не невозможно, то крайне тяжело. Поэтому «АвтоВАЗу» нужно всеми силами стремиться нарастить экспорт и плотнее работать в этом направлении с Renault-Nissan, добавляет эксперт. «Тем более что у них появилась новая продукция — Lada Vesta и XRay, которая, с точки зрения потребительских свойств, заметно лучше [предыдущих поколений машин]. Если перевести цену этих моделей в евро, то она окажется очень привлекательной, — считает Беспалов. — Однако переговоры по поводу предоставления дилерской сети Renault за границей идут достаточно сложно».

Однако Андрей Третельников полагает, что руководству автогиганта вряд ли удастся выйти из сложившейся ситуации без неприятных решений с негативными социальными последствиями: возможно, придется сокращать не только издержки, но и персонал. В 2014-м и 2015 годах численность сотрудников «АвтоВАЗа» уже сократилась примерно на 14 тысяч человек. В январе 2016 года министр труда Максим Топилин говорил, что в нынешнем году предприятие может лишиться еще около двух тысяч работников.