Хотите видеть только хорошие новости?

Обострение комплекса мер

Почему за год минские соглашения не начали работать

Фото: Александр Ермоченко / Reuters

Год назад, 12 февраля 2015 года, после многочасовых мучительных переговоров главы России, Франции, Германии и Украины родили документ под названием «Комплекс мер по выполнению минских соглашений». Так называемый «Минск-2» позиционировался как основа, дорожная карта для разрешения не только противостояния в Донбассе, но и гражданского конфликта на Украине в целом. Реализация политической части «Минска-2» должна была привести к переформатированию украинского унитарного государства в более подходящую для общественной структуры страны федерацию. Однако прошел год, гражданская война на Украине продолжается, а само государство движется к политическому и экономическому коллапсу. «Лента.ру» попыталась разобраться, почему так получилось.

Стреляют...

С одной стороны, минские договоренности сложно назвать успешными, ведь ни один пункт мирных соглашений так и не был выполнен. Даже те, которые имеют отношение к военным действиям. Так, вопреки первому пункту (о прекращении огня на третий день после подписания соглашения) Украина и самопровозглашенные республики продолжают взаимные обстрелы. «Всего с 1 по 7 февраля каратели обстреляли территорию ДНР 882 раза, в том числе из тяжелого вооружения — 770 раз», — говорит представитель Минобороны ДНР Эдуард Басурин. «Российские террористы (так в Киеве называют ополченцев — прим. «Ленты.ру») за 10 февраля 50 раз обстреляли силы антитеррористической операции», — жалуются в штабе АТО.

О мотивах Киева, который чаще открывает огонь первым, судить сложно: то ли это дань местным националистам, то ли попытка принудить непризнанные республики начать контрнаступление (как это было в январе 2015 года) и тем самым сорвать российско-европейское сближение по украинскому вопросу. В связи с этим отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения (второй пункт) тоже, по сути, не состоялся, как и эффективный мониторинг этого отвода и режима прекращения огня со стороны ОБСЕ (пункт третий).

К наблюдателям у ополченцев давние и серьезные претензии. В ДНР и ЛНР жалуются, что ОБСЕ не фиксирует многочисленные нарушения соглашения со стороны Киева по политическим причинам. Но ее действия логичны: если ОБСЕ признает факты регулярных обстрелов, Западу придется признать, что Украина нарушает минские соглашения. Наконец, никакого «вывода всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ» и «разоружения всех незаконных групп» не состоялось.

В Киеве уверяют, что в Донбассе до сих пор находятся российские дивизии, но при этом не хотят заниматься разоружением националистических формирований, предпочитая вместо этого встраивать их в существующую структуру вооруженных сил. В итоге радикалы зачастую действуют самостоятельно, и чаще всего именно они осуществляют значительную часть обстрелов территории ДНР и ЛНР.

Не договариваются

Основная сложность в том, что Киев не выполняет не только военную часть минских соглашений (в срыве которой можно обвинить и ополченцев), но и политическую. Минские соглашения предполагали, что политическое решение гражданского конфликта в Донбассе будет найдено через прямые переговоры между его участниками — официальным Киевом и руководством самопровозглашенных республик. Однако украинские власти считают, что участниками конфликта являются Украина и Россия, а сами столкновения в Донбассе представляют собой не гражданскую, а оборонительную войну. Чтобы не признавать гражданский характер конфликта, администрация Петра Порошенко отказывается садиться за стол переговоров с руководством ДНР и ЛНР, чем подрывает весь процесс политического урегулирования.

Так, никакого диалога о проведении местных выборов в Донбассе (пункты 4 и 12), который должен был начаться в первый день после отвода войск, не было. Проигнорирована необходимость обсуждения восстановления социально-экономических связей между республиками и Украиной (пункт 8) — Киев продолжает курс на блокаду отколовшихся территорий.

Ну и, наконец, главный, 11-й пункт минских соглашений — о проведении конституционной реформы, предполагающей децентрализацию Украины, не только не выполнен, но даже и не начинал выполняться. Пытаясь имитировать процесс, украинские власти предложили Верховной Раде конституционные поправки, не имеющие ничего общего с подписанными документами, однако украинские депутаты отказываются принимать даже их. А без конституционной реформы и местных выборов не может быть ни прекращения гражданской войны, ни возврата Украине подконтрольного ополченцам участка границы с Россией (пункт 9 минских соглашений).

Блокада продолжается

Теоретически, конечно, завершение гражданской войны на Украине могло бы состояться и без выполнения политической части соглашений, через гуманитарное сотрудничество и человечное отношение к противнику. Однако для этого нужно хотя бы выполнить гуманитарную часть «Минска-2». Однако и здесь нас ждет разочарование. Налаженной системы гуманитарной помощи Донбассу (пункт 7) нет — по сути, этим занимается Россия в одностороннем порядке, через общую границу с ЛНР и ДНР.

Амнистию всем участникам «событий, имевших место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины» (пункт 5), Киев объявлять отказывается: украинские депутаты категорически против полной амнистии ополченцев как таковой, а власть боится вообще поднимать этот вопрос, опасаясь гнева националистических добровольческих батальонов.

Освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех» тоже не состоялся — ополченцы и украинские власти до сих пор не могут согласовать списки, хотя каждая из сторон уверяет, что у противника в плену находится от нескольких сотен до тысячи ее бойцов и активистов. По сути, единственным осуществленным тезисом минских соглашений является пункт 13: о создании рабочих групп «по выполнению соответствующих аспектов минских соглашений». Только вот толку от них — никакого.

Минск будет

Из-за всего вышесказанного странно слышать заявления российских политологов об эффективности минских соглашений. Суть здесь вот в чем. Минские соглашения, несмотря на заморозку их исполнения, имеют огромное значение — как для России, так и для украинского государственного проекта.

Если внимательно посмотреть на содержание статей «Минска-2», можно увидеть, что эти соглашения — концентрированное выражение интересов России в украинском конфликте (амнистия, федерализация, а до этого — де-факто независимость ДНР и ЛНР). То есть речь идет о наиболее благоприятной для России формуле урегулирования конфликта в Донбассе и переформатирования Украины. Отказываться от этой формулы ради выработки других только потому, что на сегодняшний день «Минск-2» невыполним, неразумно — это было бы уступкой тактическим требованиям ради стратегических.

Да, сегодня соглашения не исполняются Киевом. Да, в срыве соглашений огульно обвиняют Россию, но формально Москве достаточно подождать. Откровенные срывы Киевом минских соглашений и общее улучшение имиджа России в мире неизбежно приведет к более объективному взгляду западного общества на украинские события. Появляется все больше политиков и журналистов, которые признают, что минские соглашения нарушает именно Киев.

Кроме того, деградация украинской экономики и государственных институтов может в итоге привести к смене власти в Киеве — социологические опросы показывают резкое падение рейтингов деятелей «революции достоинства». Это не означает, что на Украине к власти придут пророссийские силы, которые откажутся от евроатлантической интеграции и рванут в Таможенный союз, — но этого и не нужно. Нам достаточно того, чтобы революционеров сменили технократы, которые осознают, что ключевым национальным интересом Украины является ее выживание как государства, для чего нужно восстанавливать рабочие отношения с Россией.

Это не значит, что украинские технократы будут свободны от контроля Запада, что Украина будет управляться местными лидерами, а не западными «партнерами». Россия и Евросоюз уже достигли компромисса с Соединенными Штатами по вопросу федерализации украинского пространства — вопрос находится в стадии проработки. Не исключено, что после президентских выборов в США (где трое из четверых основных кандидатов — Трамп, Круз и Сандерс — выступают за более рациональную и менее активную внешнюю политику Соединенных Штатов) и прогресса в Сирии найти компромисс по украинской проблеме станет проще.

В Киеве все это понимают, поэтому Петр Порошенко перманентно играет на обострение ситуации, пытаясь принудить всех отказаться от минских соглашений из-за их нереалистичности и выработать новый формат решения конфликта в Донбассе. Вот только зачем ему в этом помогать?

Обсудить
Crips на похоронах Туки УильямсаЧерно-красные против черно-синих
Уличная война в Лос-Анджелесе и далее везде
Барак ОбамаБлагие намерения на неправильной стороне истории
Почему Барак Обама почти во всем потерпел неудачу
Торжественно клянусь
Инаугурации самых известных американских президентов
Face masks depicting Russian President Vladimir Putin and U.S. President-elect Donald Trump hang for sale at a souvenir street shop in St.Petersburg, RussiaВеликий и ужасный
Почему пресса Британии и США демонизирует образ Путина
People walk past the walls of Jerusalem's Old City lit in blue, white and red, colours of the French flag, in solidarity with Paris, in Jerusalem November 15, 2015Французский исход
Что заставляет евреев бежать из Пятой Республики в Израиль
Перевели стрелку
Украина въезжает в Европу по рельсам
Пени придержали
Уплату пеней за имущество москвичей отложили до весны
Дональд ТрампНеласковый щебет
Как Дональд Трамп взял в оборот автопроизводителей при помощи Twitter
Кому здесь не место
Насколько верны прогнозы экспертов об исчезающих профессиях
Лица не увидать
Пользовательницы Instagram посвящают аккаунты своим пятым точкам
«Этим парням не нужен от меня секс»
История феминистки из Абу-Даби, которая живет за счет мужчин
Дональд Трамп с женой Меланией и моделью Хайди Клум в 2008 годуБойкот по-голливудски
На инаугурации Трампа не будет звезд?
Хейтеры возненавидят
Обычные женщины, прославившиеся в Instagram благодаря лишнему весу
За сотку до центра?
Настоящие раритеты, заканчивающие жизнь в роли африканского такси
Тест-драйв самого красивого бюджетника
Длительный тест Renault Kaptur, симпатичнейшего из бюджетников: часть первая
Тест седана с динамикой суперкара
Тест Audi S8 Plus — представительского седана с максималкой 305 км/ч
5 уникальных суперкаров, погибших в авариях
Очень редкие автомобили, которые закончили жизнь в ДТП
«Теперь она бомж и живет в закутке под лестницей»
История преподавательницы, лишившейся трех квартир в Москве
«Мы начали решать свои проблемы, как в 90-х»
За потребительские кредиты смогут отбирать квартиры
Развели тут бордель
Экскурсия по самому большому публичному дому Южного полушария
Война дворцам
Каких домов лишились в 2016 году звезды Голливуда