В то время как западные партнеры обвиняют президента России Владимира Путина в попытках расколоть Европу, используя болезненную тему мигрантов, Москву посещает уже второй европейский политик, готовый «разжечь». Первым был премьер Баварии Хорст Зеехофер, вторым стал премьер Венгрии Виктор Орбан. Настоятельно призывающий коллег к здравомыслию, он дал волю эмоциям. Вместо обсуждения экономических вопросов, которые намеревался поставить во главу угла, Орбан произнес длинную тираду о том, как жестоко ошибается ЕС, впуская «бесконтрольные толпы мигрантов». И обнадежил: антироссийские санкции могут снять уже в этом году.
Партнеры, но не друзья
Виктор Орбан ― политик с противоречивой репутацией. Его сторонятся многие коллеги, упрекая в авторитарных замашках. Но за последний год — по мере того как вырастали заборы на венгерской границе — список претензий к Орбану расширился. Он открыто возмущается миграционной политикой ЕС и призывает строить еще больше заборов, чтобы ограничить приток мигрантов. Теперь уже на границе Греции с Македонией и Болгарией.
Его общение с Путиным носит демонстративный характер. Венгрия стала первой европейской страной, которую в прошлом году при критически плохих отношениях с Западом посетил российский президент.
При этом Орбан вовсе не называет себя другом Путина. В интервью американскому изданию Politico в ноябре прошлого года он охарактеризовал российского президента как непростого человека. «Мы сотрудничаем с русскими, но нам не хотелось бы зависеть от них», ― подчеркнул венгерский премьер. Впрочем, то же самое он сказал и о немцах, заметив, что с канцлером ФРГ Ангелой Меркель ему общаться все-таки проще.
И в историческом, и в экономическом плане российско-венгерские отношения очень сложны, признает Орбан. Что нужно Будапешту от Москвы? Безопасность, поскольку они в приграничной зоне потенциального конфликта Россия — НАТО. И энергоносители, конечно. Российские поставки обеспечивают 75 процентов потребности нефти и 65 процентов потребности газа.
Европейские принципы и приоритеты не совпадают с российскими. Как говорят в Венгрии, это другая кофейня. Поэтому Орбан всегда призывает в общении с Москвой руководствоваться здравым смыслом, а не идеологией. Польские власти такую позицию не разделяют, а вот Германия «протестует только для вида», но на самом деле сотрудничает с Россией куда активнее Венгрии, уверен Орбан. С такими убеждениями он и приехал в Москву.
Игнорировать Россию ― непозволительная роскошь
Ровно через год после посещения красивейшего здания венгерского парламента Путин принимал Орбана в подмосковной резиденции Ново-Огарево. Политики не выглядели расслабленными или особенно дружелюбными. Их переговоры с глазу на глаз продолжались около трех часов, затем состоялась небольшая пресс-конференция.
В своем заявлении российский лидер говорил об экономике: товарооборот рухнул на 40 процентов. Это стало общим местом во внешней торговле России. Спад, по мнению Путина, вызван нестабильностью валютных курсов и цен на энергоносители, а также введенными ЕС антироссийскими санкциями.
В ответном слове Орбан заявил, что без поддержки России венгерская промышленность была бы недееспособной. И подчеркнул, что понимает свою ответственность перед людьми: обстановка неблагоприятная, но прерывать сотрудничество с Москвой ― непозволительная роскошь. Особенно в период, когда экономический рост ЕС замедляется. Да и в международных отношениях Россию обойти просто нельзя, уверен Орбан.
«Россия ― не враг Венгрии, а партнер. Нашему отечеству она не угрожает, а предлагает хорошие партнерские отношения», ― подчеркнул Орбан.
Венгрия ― лояльный член Евросоюза, как заявил гость, поэтому он старался быть предельно аккуратным в формулировках. Вскоре «не будет возможности автоматически продлевать санкции со стороны ЕС, потому что все больше и больше стран начинают понимать, что нужно сотрудничать», обнадежил венгерский премьер.
Но в другом вопросе ― миграционном ― Орбан даже не пытался быть аккуратным. Он высоко оценил действия России на Ближнем Востоке в деле урегулирования «этого потока мигрантов».
«Венгрия страдает от беженцев, ― глубоко вздохнул премьер. — Венгерская граница от вас далеко, да и Брюссель неблизко, поэтому расскажу вам, что происходит, раскрою наши карты». А происходит вот что: его коллеги считают, что «бесконтрольные толпы мигрантов» пойдут Европе на пользу. А он считает, что Европа сейчас слаба, ей не хватает воли защитить себя. С мигрантами приходят террористы. А венгров, отстаивающих свою национальную и религиозную идентичность, упрекают за средневековые взгляды.
«Нас обвиняют в том, что мы смотрим на мир из темной дыры прошлого. Но никого нельзя заставлять жить с теми, с кем они не хотят жить», ― объяснял незримым оппонентам Орбан.
После тирады венгерского политика Путин предпочел ограничиться лишь парой фраз. Во-первых, мигранты ― это проблема ЕС и Россия туда не вмешивается. Во-вторых, нужно восстанавливать разрушенную экономику тех стран, откуда массово бегут люди.
И тут Орбан перебил: «Мы в Сирии больницу построим!» ― неожиданно пообещал он.
И по делу
Несмотря на то что эмоции захлестнули венгерского премьера, он увез из Москвы главное ― обязательство, что кредит в 10 миллиардов евро, который Москва собиралась предоставить на строительство новых блоков АЭС «Пакш», будет выдан, даже несмотря на экономические трудности. Атомная станция — главный двусторонний проект, договор века, как назвал ее Орбан. Но судьба АЭС непроста.
«Пакш» возведена по советскому проекту и производит более половины всей электроэнергии, вырабатываемой в стране. В конце 2014 года Россия и Венгрия подписали документы на постройку пятого и шестого блоков с реакторами по российской технологии. Противники проекта утверждали, что он делает энергетику Венгрии еще более зависимой от Москвы, но последнее слово было за Еврокомиссией. Она одобрила проект «Пакш-2», отвечающий и техническим, и экономическим требованиям, но затем санкционировала расследование по трем пунктам, касающимся возможного государственного субсидирования, общественного доступа к информации по его реализации и норм госзакупок. Словом, проект подвис в воздухе. Но хотя бы в обещанном кредите венграм не отказали.
Кроме того, Москва и Будапешт продлили контракт на поставку российского газа до конца 2019 года. В прошлом году Орбан тоже праздновал успех: ему удалось переподписать газовый контракт с «Газпромом» на выгодных для себя условиях.