Поражение в правах

Новые правила получения водительских удостоверений неприятно удивили автошколы

Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Новые, еще не вступившие в силу правила получения водительских удостоверений могут претерпеть очередные изменения. Федерация объединений автошкол направила в Минюст письмо с претензиями к разработанному ГИБДД регламенту. Новые правила автоинструкторы сочли слишком строгими, хотя проект документа ранее получил одобрение всех заинтересованных сторон. Не исключено, однако, что возражения автошкол продиктованы не столько заботой о клиентах, сколько ситуацией на рынке. В минувшем году желающих обрести право сесть за руль заметно поубавилось, что заставило автошколы снижать цены. Новые правила повышают требования к процессу обучения, а значит, и расходы на него. «Лента.ру» попробовала разобраться в ситуации.

Денег меньше — хлопот больше

Вопреки расхожему мнению, однажды поднятые цены иногда снижаются. В России так случилось в сфере обучения водительскому мастерству. В столице, например, стоимость таких услуг, по данным «Коммерсанта», за последний год снизилась в среднем с 40-45 тысяч до 25-30 тысяч рублей.

«Раньше люди могли взять небольшой кредит и учились спокойно три месяца, а теперь желания тратиться на учебу ни у кого нет», — вкратце объяснил положение дел глава совета директоров региональных автошкол Андрей Николаев. В регионах, например в Челябинске, по его словам, цены упали в среднем с 30 тысяч до 18 тысяч рублей.

Гендиректор столичного колледжа номер 21 Борис Багдасарян цен пока не снижает, но сетует на конкурентов, которые жалуются на кризис и демпингуют, удешевляя обучение за счет сокращения часов.

Клиентов действительно поубавилось. По данным ГИБДД, в 2015 году водительские удостоверения выданы 1,87 миллиона человек, что на 600 тысяч меньше, чем в 2014-м. В текущем году, на фоне кризиса, повышение спроса не ожидается. Вдобавок, в сентябре должен вступить в силу новый, более строгий регламент сдачи экзамена в Госавтоинспекции.

Согласно новому регламенту, одна ошибка при сдаче теории влечет пять дополнительных вопросов. При этом на все 20 теоретических вопросов нужно ответить за 30 минут. Столько же времени дается на площадке. Там потребуется выполнить не три из десяти (как сейчас), а пять из семнадцати упражнений. Среди новинок — «Парковка задним ходом и выезд с парковочного места» и «Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров».

Известный совет инструкторов неумелым ученикам — «двигайся как улитка» — утратит актуальность. Ту же «змейку» потребуется преодолевать максимум за две минуты. А во избежание какого-либо содействия работникам автошкол запретят присутствовать на сдаче экзаменов.

Неудивительно, что эти требования вызвали недовольство в обучающих организациях. В итоге автошколам понадобится учить курсантов дешевле, но качественнее, чтобы гарантировать успешную сдачу более сложного экзамена. Иначе пострадает репутация школы, что тут же отразится на количестве клиентов.

Позиция же Госавтоинспекции достаточно проста. Ведомство продолжает начатую еще в 2013 году масштабную реформу системы подготовки водителей. Основная задача — допускать к участию в дорожном движении только хорошо подготовленных к этому людей.

«Новеллы регламента основаны на международном опыте и направлены на повышение объективности оценки профессиональных качеств кандидата в водители», — рассказал «Ленте.ру» представитель ГИБДД Антон Белан, подчеркнув, что сейчас против документа выступают те, с кем он уже был согласован ранее.

Регламент в мешке

Документ, подготовленный в МВД, направили в Минюст для регистрации еще осенью 2015 года. До этого проект регламента был выложен для обсуждения на официальном сайте правоохранительного ведомства и на ресурсе regulation.gov.ru.

«Учтено значительное число замечаний и предложений общественности, в том числе образовательных организаций, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств, — уверяют в Госавтоинспекции. — На проект административного регламента получено соответствующее заключение Минэкономразвития России. Замечания, содержащиеся в данном заключении, также были учтены при доработке положений проекта».

Кроме общественных слушаний и экспертных советов, в ведомстве провели и практические мероприятия.

«В них приняли участие руководители и инструкторы автошкол, представители различных авто- и мотосообществ, представители ГИБДД, — рассказал Антон Белан. — Были организованы площадки для упражнений в соответствии с требованиями регламента. И профессионалы попробовали их выполнить в указанное время».

Президент Федерации объединений автошкол Татьяна Шутылева согласна с тем, что выполнена большая работа. Однако итоговый вариант документа, по ее словам, отличается от согласованного.

«В Минюст представлен совсем не тот текст, что обсуждался и дорабатывался на открытой площадке, — сообщила «Ленте.ру» Шутылева. — В частности, внезапно появились ограничения по времени и запрет на присутствие инструктора при сдаче вождения».

В Госавтоинспекции ответили, что ограничение по хронометражу предусмотрено приложением номер 1 к «Правилам проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений», утвержденным правительством в октябре 2014-го. А присутствие инструкторов в ведомстве признали неуместным пережитком прошлого, когда граждане имели право на самостоятельную подготовку и при сдаче экзаменов не воспринимались как профессионалы.

«За рулем автомобиля находится уже не ученик, а кандидат в водители, прошедший соответствующее профессиональное обучение и имеющий документ о его успешном завершении, — объяснили в ГИБДД. — В связи с этим нахождение инструктора по вождению в экзаменационном транспортном средстве недопустимо».

В автошколах полагают, что это требование противоречит пункту 2.7 ПДД и создает дополнительные риски во время приема экзаменов. В подтверждение своих слов они собрали документы об аварийных ситуациях, созданных при выполнении упражнений на площадке, когда кандидаты оставались одни.

Впрочем, некоторые претензии Федерации автошкол, выраженные в письме Минюсту, свидетельствуют и о банальном недопонимании.

В частности, возникли вопросы относительно планов МВД увеличить срок выдачи водительских документов с одного до 30 дней. В министерстве утверждают, что этот период времени в регламенте указан как максимальный для всего комплекса действий, начиная с приема заявления на получение прав и заканчивая выдачей корочки. По словам Антона Белана, все может быть сделано и за несколько часов.

Получи права сегодня

Татьяна Шутылева настаивает на том, чтобы с общественностью и ассоциацией был согласован финальный текст документа, а в ГИБДД ссылаются на правила разработки и утверждения административных регламентов, не предполагающие размещения проекта документа в сети после его доработки.

Однако в настоящее время, по словам Шутылевой, ведомству и общественности удалось найти общий язык. Документ вновь находится на доработке, и теперь неясно, когда и в какой редакции он будет принят.

Единственное, что известно точно, — правила сдачи экзамена ужесточат, но тех, кто начал обучение в автошколе при старом регламенте, по новым требованиям в ГИБДД экзаменовать не станут.

В Федерации объединения автошкол надеются, что спрос на их услуги останется стабильным. Существенное сокращение клиентов автошкол, по словам Шутылевой, обусловлено не столько ухудшением экономической ситуации в 2015 году, сколько ажиотажным спросом в конце 2014-го.

«За водительскими удостоверениями ринулись, как и за телевизорами, — говорит она. — Отсюда и 2,5 миллиона, с чем сравнили показатели 2015-го. Машин в прошлом году зарегистрировали в два раза меньше (миллион в 2015-м против 2,3 миллиона в 2014-м — прим. «Ленты.ру»), а снижение потока учеников в автошколах составило всего 22 процента».

Другими словами, многие россияне по доброй традиции решили запастись водительскими удостоверениями впрок, опасаясь стремительного роста цен на услуги автошкол. Теперь в Федерации надеются, что снижение цен и грядущее ужесточение правил сдачи экзамена приведет к ним тех, кто давно мечтал получить права, но до сих пор не сделал этого.

Обсудить
Россия
 — 
00:04 26 марта 2017

У нас тут стояло

ДК, кинотеатры и офисы: что еще может потребовать церковь в рамках реституции
FILE - In this Saturday, June 4, 2011 file photo made by Associated Press photographer Anja Niedringhaus, injured U.S.Marine Cpl. Burness Britt reacts after being lifted onto a medevac helicopter from the U.S. Army's Task Force Lift "Dust Off," Charlie Company 1-214 Aviation Regiment. Location:
Sangin, AfghanistanПадение Сангинграда
Десятилетнее сражение за столицу наркоторговли завершилось победой «Талибана»
Participants attend a gay pride parade in central Istanbul June 30, 2013. Tens of thousands of anti-government protesters teamed up with a planned gay pride march in Istanbul. Crowds were stopped by riot police from entering Taksim, the centre of previous protests, but the atmosphere appeared peacefulОпасное интернет-проникновение
Грозит ли подъем геев-мусульман исламскому миру
Demonstrators take part in a protest aimed at showing London's solidarity with the European Union following the recent EU referendum, inTrafalgar Square, central London, Britain June 28, 2016. REUTERS/Dylan Martinez TPX IMAGES OF THE DAYСпасет ли уход Меркель Европу?
Свое 60-летие Европейский союз встречает в состоянии экзистенциального кризиса


Из ЕС в сексуальное рабство
Что вынуждает румынок отправляться на Сицилию, где их ждет неволя
Displaced people from the minority Yazidi sect, fleeing violence from forces loyal to the Islamic State in Sinjar town, walk towards the Syrian border, on the outskirts of Sinjar mountain, near the Syrian border town of Elierbeh of Al-Hasakah Governorate August 11, 2014. Islamic State militants have killed at least 500 members of Iraq's Yazidi ethnic minority during their offensive in the north, Iraq's human rights minister told Reuters on Sunday. The Islamic State, which has declared a caliphate in parts of Iraq and Syria, has prompted tens of thousands of Yazidis and Christians to flee for their lives during their push to within a 30-minute drive of the Kurdish regional capital Arbil. Picture taken August 11, 2014. REUTERS/Rodi Said (IRAQ - Tags: POLITICS CIVIL UNREST TPX IMAGES OF THE DAY) FOR BEST QUALITY IMAGE ALSO SEE: GM1EA8M1B4V01Дважды отверженные
Почему от женщин, вырвавшихся из плена боевиков, отворачивается общество
Замороженная стволовая клетка человека Внутренние бомбы
Как клеточный суицид помогает против рака и старости
«Это было волшебно!»Дефект массы
Как продолжение культовой серии Mass Effect стало одной из худших игр в истории
Man and woman eating from a pot and a pail on a street corner, 1940-1944Разборки в гетто
Страх, ужас и безысходность на снимках лодзинского фотографа
Они из будущего
Объясняем, почему «Мерседесы» выглядят так, как выглядят, и какими они станут
Тает лед
Как Ferrari и Феттель воскресили интригу в Формуле-1
Ты узнаешь его из тысячи
Легендарные цвета автомобилей, увековеченные историей
Квартиры на колесах
Интерьеры грузовиков, в которых можно жить
Талант расправил плечи
Лучшие архитектурные проекты 2017 года: от города в пустыне до термальных ванн
Адская машина
Ученые и урбанисты придумали, что делать с заполонившими города автомобилями
«Если у тебя нет любовника, квартире взяться неоткуда»
Исповедь россиянки, ставшей ипотечницей в 20 лет
Тариф «Хватит»
За услуги ЖКХ можно платить в разы меньше