На региональных выборах в Германии, состоявшихся 13 марта, для многих стали сюрпризом высокие результаты партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), известной жесткой антимигрантской позицией. Правопопулисты, до недавнего времени считавшиеся аутсайдерами немецкой политики, получили немало мест в парламентах Баден-Вюртемберга, Рейнланд-Пфальца и Саксонии-Анхальт. «Лента.ру» выясняла, как АдГ удалось завоевать симпатии избирателей и долго ли продлится ее популярность.
Секрет успеха
«Альтернатива для Германии» — партия молодая. Она была основана в феврале 2013 года, и первые результаты АдГ на выборах оптимизма не внушали. В сентябре того же года правые не смогли попасть в парламент, набрав всего 4,7 процента голосов. После поражения партия решила сосредоточиться на внедрении в местные органы власти.
Вскоре немецкие политологи заговорили о падении рейтинга блока ХДС/ХСС и росте влияния правых евроскептиков. Уже в 2014 году на выборах в ландтаг (земельный парламент) Саксонии АдГ с ходу набрала 9,7 процента голосов, по 10 и 12 процентов — в Тюрингии и Бранденбурге, и в том же году получила 7 мест из 96 возможных в Европейском парламенте.
Правые успешно эксплуатировали лозунг выхода из еврозоны и требовали прекратить помощь Греции и другим погрязшим в долгах странам ЕС. «В то время немецкое правительство решило не обращать внимания на АдГ, призывающую вернуться к марке. Ведь ФРГ, будучи экспортной страной, выигрывает от того, что находится в ЕС и еврозоне, как ни одно другое государство. Неудивительно, что Меркель и ее соратники были уверены, что АдГ быстро сойдет с политической сцены», — рассказал «Ленте.ру» ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Кокеев. Но правительство ошиблось: правые популисты нашли свою нишу на политическом поле Германии.
Вскоре грянул миграционный кризис, и АдГ оказалась на коне. Но прежде в партии прошла чистка рядов: решив, что основатель «Альтернативы» Бернд Луке со своими слишком умеренными взглядами (он призывал спокойнее относиться к мусульманам вообще и иммигрантам в частности) их не устраивает, правые выбрали нового лидера — Фрауке Петри, и сделали ставку на жесткую критику миграционной политики правительства. Эта тактика принесла «Альтернативе» успех.
Лозунги, с которыми партия выступала перед избирателями в федеральных землях, были по преимуществу антимигрантскими: «За нашу страну, за наши ценности», «Быть смелым, говорить правду», «Спасти немецкую культуру».
Так АдГ удалось заручиться поддержкой даже тех немцев, которые раньше вообще не ходили голосовать. В итоге в Рейнланд-Пфальце за ультраправых проголосовали 12 процентов избирателей, в Баден-Вюртемберге — 15 процентов, в Саксонии-Анхальт — 24 процента.
«Успех правых объясняется тем, что они ловко используют популистскую идеологию, пытаясь играть на страхах населения. Возникла истерия: приезжие отнимут работу, будут совершать теракты и насиловать женщин. Риторика АдГ была грубой и мощной, однако она отвечала сложившимся настроениям», — считает Кокеев.
«Беженцы — это единственная тема, на которой стал возможен подъем "Альтернативы для Германии", — прокомментировал результаты мартовских выборов кандидат от ХДС на пост премьер-министра земли Баден-Вюртемберг Гидо Вольф. — Многие немцы уже давно хотели преподать урок традиционным партиям. Мы должны проанализировать заявления АдГ и доказать избирателю, что правые дают ошибочные ответы на сложные вопросы. Я не хочу оскорбить людей — они голосовали за эту партию, но я хочу вернуть себе их голоса».
Всего за три года «Альтернативе для Германии» удалось невозможное: сейчас уровень ее поддержки на всей территории ФРГ, по разным данным, составляет от 11 до 12,5 процента голосов. При этом АдГ насчитывает 20 тысяч членов партии по всей стране и имеет представительства во всех 16 федеральных землях.
Химик против физика
Немалая роль в партийных победах принадлежит новому лидеру правых — Фрауке Петри.
«В нынешней схватке за будущее Германии Петри можно назвать полной противоположностью Ангеле Меркель. Однако эта энергичная, разговорчивая 40-летняя женщина больше, чем просто антагонист канцлера. Она олицетворяет новую разрушительную силу на политической сцене Германии», — описывает лидера «Альтернативы для Германии» The New York Times.
При этом западные СМИ отмечают некоторое сходство между Петри и Меркель. Обе — из бывшего ГДР, обе имеют научные степени: канцлер — в области физики, а лидер АдГ — в области химии.
Интерес к естественным наукам Фрауке Петри проявляла с самого детства, поэтому по окончании школы пошла по стопам матери и стала химиком. Вместе с ней после окончания института и защиты диссертации она занялась бизнесом, открыв в 2007 году в Лейпциге фирму PURinvent по производству продукции из полиуретана.
Несмотря на то что дела в компании шли успешно, в 2013 году Петри оставила бизнес и основала вместе с профессором экономики Берндом Лукке и журналистом Конрадом Адамом партию «Альтернатива для Германии».
Хотя в большую политику Петри пришла недавно, она уже несколько раз оказывалась в центре скандалов. Так, накануне выборов в ландтаг лидер «Альтернативы», выступающая за отказ от Шенгена и введение полного контроля на немецких границах, заявила, что пограничники должны иметь право применять огнестрельное оружие в отношении мигрантов в случае незаконного пересечения границы. Это высказывание вызвало гнев и осуждение у многих немцев. Впоследствии Петри пыталась свалить вину на СМИ, сообщив, что они исказили ее слова, представив все таким образом, «будто она выступила в поддержку приказа стрелять на поражение, как это было в ГДР».
Обиду на немецкие газеты лидер АдГ затаила и в 2015-м: вначале издания активно освещали дрязги внутри партии, приведшие к ее расколу, а затем и личную жизнь самой Фрауке. Стало известно, что мать четверых детей бросила своего мужа — пастора лютеранской церкви — ради соратника по АдГ Маркуса Претцеля. Покинутый муж, ранее особо не интересовавшийся политикой, с горя решил присоединиться к главным политическим соперникам бывшей жены — партии ХДС.
Урок для Меркель
После того как стали известны результаты выборов в парламенты трех федеральных земель, Меркель заявила, что не собирается отказываться от выбранного политического курса. «Вопрос с мигрантами пока действительно не решен. Это во многом и предопределило итоги голосования. Однако я убеждена, что нам нужно европейское решение, нужно время. При этом хочу отметить, что уже сейчас число беженцев снизилось», — сообщила канцлер.
Успехи АдГ добавили Меркель головной боли. Теперь ей придется приложить немало усилий, чтобы убедить однопартийцев в правильности выбранной линии по миграционному вопросу.
«У коалиционного правительства Меркель и без АдГ полно проблем. Главная — это раскол внутри блока ХДС/ХСС. Пока непонятно, смогут ли в конечном счете партии прийти к единству или назревшие противоречия еще больше обострятся. Все-таки проявившаяся тенденция, а именно поддержка населением АдГ, очень опасна для правящей коалиции», — уверен Александр Кокеев.
Удастся ли «Альтернативе для Германии» закрепиться в немецкой политике и стать стабильной политической силой, зависит в первую очередь от того, сможет ли нынешнее правительство справиться с миграционным кризисом.
«С одной стороны, сейчас принимаются серьезные меры по ограничению потока беженцев, по ускорению процесса высылки тех, кто не получил убежище, по перекрытию границ. Помимо этого, активно ведутся переговоры с Турцией и проводится политика, ограничивающая воссоединение семей в течение двух лет, — объясняет Кокеев. — С другой стороны, в Германию по-прежнему движется мощный поток тех, кто хочет убежать от конфликтов или просто оказаться в благополучной стране. Если же население убедится в разумности действий правительства, обратит внимание на высокие показатели экономического роста страны и рекордно низкий уровень безработицы, то АдГ может кануть в Лету. Ведь эта партия ничего всерьез не предлагает — она лишь играет на сиюминутных проблемах, вызванных кризисом».