Бывший СССР
00:02, 17 августа 2016

Порошенко на проводе Почему президент Украины жалуется Назарбаеву и хочет поговорить с Путиным

Игорь Кармазин
Петр Порошенко
Фото: Микола Лазаренко / ТАСС

Больше двух лет прошло с тех пор, как Киев официально вступил на путь евроинтеграции и начал военную операцию в Донбассе. За это время население сильно обеднело, десятки тысяч человек уехали за рубеж на заработки. В украинской политике все громче звучат голоса тех, кто требует пересмотреть внешне- и внутриполитический курс. «Лента.ру» разбиралась в том, есть ли в постмайданной Украине на это хоть какой-то шанс.

Буряковая народная

Зимой 2014 года больше ста человек погибли в ходе акций протеста в центре украинской столицы. Майдан выступал за евроинтеграцию Украины. Хотя европейские реалии воспринимались протестующими достаточно специфически. Студентки стояли с плакатами про кружевные трусики. Люди постарше мечтали о западных пенсиях. Минуло больше двух лет, но даже безвизовый режим с Евросоюзом оформить не удалось. Руководители европейских структур не скрывают своего настороженного отношения к Киеву. Так, в марте этого года премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что Украина не сможет вступить в Евросоюз никогда. «Мы считаем, что страна должна иметь хорошие отношения как с Европой, так и с Россией. Это будет невозможно, если Украина станет членом ЕС», — отметил он. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер считает, что Киев не сможет стать членом Евросоюза и Североатлантического альянса в ближайшие 20-25 лет.

Нет успехов и в экономике. С этого года действует соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Евросоюзом. Эффект от него, однако, оказался не совсем таким, как ожидали в Киеве. В начале марта внезапно выяснилось, что Украина уже исчерпала предоставленные на 2016 год квоты на большинство экспортных товаров. «Полностью исчерпаны квоты на поставки в ЕС сахара (20 тысяч тонн), ячменной крупы и муки (6,3 тысячи тонн), меда, сока, кукурузы», — сообщили в Министерстве экономического развития и торговли Украины. И из-за ограничения торговли с Россией только в январе 2016 года Киев недополучил 200 миллионов долларов.

На этом фоне активизируются политики с альтернативным взглядом на будущее Украины. Так, в начале августа депутат Верховной Рады Вадим Новинский заявил, что стране для возрождения экономики необходимо восстановить экономические связи с Донбассом и странами СНГ. «Сегодня основная задача — любой ценой добиться мира. Без этого мы превратимся из некогда мощной индустриальной державы в страну третьего мира, этакую буряковую (свекольную — прим. «Ленты.ру») республику», — сказал он. И добавил, что за последние два года Украина потеряла четверть промышленности, экспорт в долларовом эквиваленте упал в два раза. Миллионы семей оказались за чертой бедности, сотни тысяч высококвалифицированных специалистов лишились работы и вынуждены искать ее в других странах.

Коллега Новинского по украинскому парламенту Евгений Мураев отметил, что за два года конфликта в Донбассе украинская сторона так и не смогла обнаружить и предоставить международным организациям убедительные доказательства российской агрессии. «Мы слышим про миллион доказательств. Давайте предъявим их миру! В Европе эти разговоры уже не воспринимают», — говорит народный избранник. По его словам, месяц назад он подал официальный запрос в Службу безопасности Украины (СБУ) и министерство обороны страны с требованием предоставить информацию о том, какие российские воинские соединения участвуют в конфликте в Донбассе. Ответа он не получил.

Еще один украинский парламентарий — Вадим Рабинович — призывает отказаться от ориентации на Европу. «Зачем с голой ж... туда ехать? Надо заниматься внутренними делами, а не надеяться на помощь заграничного дяди. Кроме того, уже ясно, что никто нам ничего не даст. Надо перестать жить иллюзиями и строить нормальную страну в мире с соседями, иначе никак», — сказал он в интервью «Ленте.ру». По его наблюдениям, настроения в украинских регионах сильно изменились — два года назад многие были охвачены ура-патриотизмом, сейчас те же люди смотрят на ситуацию более трезво.

Ляшко против Савченко

Заметно изменилась и риторика украинских радикалов. Лидер Радикальной партии Олег Ляшко раскритиковал проект соглашения Киева с Международным валютным фондом. «Это меморандум дебилизации, а не деолигархизации Украины. Школы и больницы закрывают, работников сферы образования и медицины сокращают, пенсионный возраст поднимают, тарифы на газ поднимают, льготный режим налогообложения для малого и среднего бизнеса забирают, мораторий на проверки ликвидируют», — возмущался он. И призвал не списывать проблемы страны на президента России Владимира Путина: «При чем тут Путин, если вы (украинское правительство — прим. «Ленты.ру») воруете. При чем тут Путин, если вы дурите людей, принимаете коррупционные и лоббистские законы?» Ляшко отметил, что на Украине сейчас наивысший уровень безработицы за 24 года, падение ВВП достигло критических отметок, а украинцам «просто нечего есть».

Большой резонанс вызывают и высказывания бывшей военнослужащей Надежды Савченко. После возвращения из российской тюрьмы в мае этого года она сделала несколько громких заявлений. Например, предложила украинцам извиниться перед жителями Донбасса, добавив, что лично готова попросить прощения у матерей, которые в ходе боевых действий потеряли своих сыновей. Савченко также предложила амнистировать ополченцев самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). «Там много таких дурных парней, которые пришли (...) пострелять. Я думаю, что да. Мы с ними можем научиться говорить», — сказала она. По мнению Савченко, полезно было бы пойти на прямые переговоры с руководством ДНР и ЛНР. По ее словам, взаимопонимание стоит искать ради обмена пленными.

Компромиссы с Назарбаевым

Российско-украинские отношения обострились после предотвращения ФСБ РФ терактов в Крыму, подготовленных Главным управлением разведки Министерства обороны Украины. В ночь на 7 августа в районе Армянска была обнаружена группа диверсантов, при задержании погиб сотрудник ФСБ. Также российская спецслужба проинформировала, что в ночь на 8 августа подразделения украинской разведки попытались прорваться на территорию Крыма, в результате один российский военнослужащий убит.

Путин сказал, что на таком фоне считает бессмысленной встречу лидеров «нормандской четверки» (Россия, Украина, Германия, Франция). «Судя по всему, те люди, которые захватили в свое время власть в Киеве и продолжают ее удерживать, (...) вместо того, чтобы искать способы мирного урегулирования, перешли к практике террора», — отметил российский лидер.

Порошенко ответил парадоксальным образом. С одной стороны, он приказал привести в повышенную боевую готовность подразделения ВС Украины, Нацгвардии, пограничной службы и СБУ. С другой — поручил МИД страны организовать разговор с Владимиром Путиным. Последняя такая беседа состоялась в мае и касалась освобождения Савченко.

Еще более неожиданно прозвучало признание президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, которое он сделал 16 августа. Казахский лидер рассказал, что недавно общался с Порошенко и тот в ходе беседы выразил готовность к компромиссам. «Недавно Порошенко мне звонил [и говорил], что принять статус Донбасса и второго региона, который там есть, не позволяет [отсутствие] у него большинства в Раде. Надо решить по другим вопросам. То есть тоже, я думаю, [он] склонен находить компромиссы, но почему-то не находятся», — пояснил Назарбаев.

Политолог Александр Охрименко отмечает, что публичные действия Порошенко, очевидно, отличаются от сигналов, которые он посылает в частных переговорах: «Украина устала от войны, многие понимают, что кровопролитие пора заканчивать. Иссякает и поддержка Киева Европой. Но Порошенко не может откровенно проиграть, ему нужна хотя бы формальная ничья! Думаю, Назарбаев может исполнить роль некоего арбитра, примирителя, ведь и у Порошенко, и у Путина с ним приемлемый уровень личных отношений».

Руководитель Института украинской политики Кость Бондаренко указывает на компромиссный характер минских соглашений, выполнение которых, однако, пробуксовывает. «Нужно понять, что Порошенко называет компромиссом. Пока звучат очень расплывчатые формулировки», — подчеркивает эксперт. По его словам, для уточнения позиций и создания рабочих формулировок необходимо провести несколько раундов переговоров в разных плоскостях. «Нужны глобальные переговоры по линии Вашингтон — Москва. Второй уровень: Киев — Москва. Третий: Киев — Донецк и Киев — Луганск», — считает Бондаренко.

< Назад в рубрику