Подводя итоги уходящего года, «Лента.ру» составила список лучших публикаций 2016-го года. Этот текст — один из них. В московском «Спартаке» случился очередной ренессанс. По итогам пяти туров красно-белые возглавляют турнирную таблицу чемпионата России по футболу, лидируя не только по очкам, но и демонстрируя на удивление внятный для самих себя футбол. Болельщики дуют на воду, вспоминая, сколько раз за последние годы команда не оправдывала возложенных надежд. Демиургом актуальных успехов считается итальянский «ноунейм» Массимо Каррера, который пришел в клуб помощником Дмитрия Аленичева, а в итоге к удивлению многих превратился в мессию.
Ели мясо мужики
«Эта команда состоит из настоящих мужиков. Мы совершили много ошибок в начале игры. Потом смогли занять свои позиции. Даже когда остались в меньшинстве, продолжали играть на победу». По окончании матча в Махачкале, победа в котором вернула «Спартак» на первую строчку турнирной таблицы, Массимо Каррера не скрывал эмоций. Расцеловав едва ли не каждого игрока, итальянец демонстрировал фантастическое единение с командой, в которую он пришел каких-то полтора месяца назад.
Тогда, в июле, назначение специалиста многим показалось очередным неоднозначным решением руководства клуба, чьи действия в последнее время стабильно шли вразрез со здравым смыслом. Кто-то сразу увидел в трансфере угрозу главному на тот момент тренеру Дмитрию Аленичеву, не без проблем сохранившему свой пост по итогам минувшего сезона. А кто-то и вовсе рассмеялся, узрев новый каприз одиозного владельца клуба Леонида Федуна по прозвищу Ноль Трофеич.
Дальнейший «каррерный» рост заморского варяга вряд ли смог бы предсказать даже Нострадамус. После увольнения Аленичева показалось, что Каррера вскоре последует вслед за главным — уж больно явно на тренерской скамье прослеживались четки Бердыева. Массимо был ненужным конкурентом, которых Курбан Бекиевич за свою карьеру повидал и уволил немало. Но удача вновь оказалась на стороне итальянца — слишком уж рано Бердыев узрел над своей головой спартаковский нимб.
Назначение Карреры, имевшего в своем активе лишь опыт работы помощником главного тренера, в болельщицких кругах восприняли с плохо скрываемым скепсисом. «Очередной потерянный сезон», — ворчали фанаты, в сотый раз проклиная самодура Федуна. И тут «Спартак» заиграл. Четыре очка в двух первых матчах были списаны на традиционный психологический всплеск, сопутствующий приходу в клуб нового тренера. Но победы над «Краснодаром» и «Анжи» явили миру другую команду.
Главным отличительным признаком нового «Спартака» стала цельная игра в обороне. С атакой у клуба и без Карреры было все в порядке, но по бразильской системе «вы забьете сколько сможете, а мы — сколько захотим» играть удавалось далеко не всегда. Специализирующийся на постановке игры задней линии итальянец фантастически быстро слепил из вчерашних защитников-неумех уверенных в себе мужиков, четко знающих и понимающих, где и кого они должны держать.
Да, первые минуты матча в Махачкале спартаковцам наверняка поскорее хочется забыть. Оборона устраивала поджог за поджогом, но тут подоспел гол огнетушителя Джано, и все встало на свои места. Вместе с уверенностью в своих силах вернулся и изрядно подзабытый спартаковский футбол. Мяч Промеса, забитый не без клоунады со стороны хозяйских оборонцев, стал квинтэссенцией азбуки Карреры. «Спартак» учится играть заново. Учится читать и понимать игру. И это у него пока неплохо получается.
Каррера, верим!
Кто он такой, этот Массимо Каррера? Почему мы ничего не знали о нем раньше? Этот вопрос сейчас задает едва ли не каждый болельщик девятикратных чемпионов России. Классическим ноунеймом его назвать, конечно, сложно. Один тот факт, что специалист поработал в «Ювентусе» и сборной Италии, говорит о том, что он прошел те университеты, о которых большинству наших специалистов приходится только мечтать.
Именно Италию многие считают родиной футбольной тактики — химического элемента, которого спартаковскому организму в последнее время сильно недоставало. Одним из проявлений подобного диссонанса были неожиданные открытия, которые делали тренеры клубов, куда переходили представители красно-белых. Как часто случалось, что в народной команде на футболисте ставили крест, он уходил к другим и стремительно рос в цене.
Каррера пошел по другому пути. Спустя дни после его назначения в команду вернулись списанные в резерв Паршивлюк, Гранат и Яковлев. Можно с уверенностью говорить о том, что в новом «Спартаке» шанс проявить себя получит каждый. И кто как не Массимо сможет обучить солдат Урфина Джюса настоящей итальянской тактике ведения боя. Вряд ли команда перестанет пропускать. Но она точно перестанет пропускать от кипрского АЕКа.
А может, все мы бежим впереди паровоза? Четыре более или менее удачно проведенных матча — это еще не серия. И уж тем более не сезон. После разгрома тульского «Арсенала» в интервью «Ленте.ру» прославленный спартаковский ветеран Валерий Рейнгольд разве что дифирамбы Аленичеву не пел. А потом случился который уже по счету день сурка. Причем, как это обычно бывает, на ровном месте. Скоропостижно и абсолютно непредсказуемо.
Уже в следующем туре красно-белые сыграют с «Локомотивом», который после возвращения главного кочегара Юрия Семина вновь пытается набрать прежний ход. Сшибка будет та еще. И если «Спартак» проиграет, четыре предыдущие удачные игры забудутся через мгновения после финального свистка.