Бывший СССР
00:05, 25 января 2017

Ничто не мова На Украине решили окончательно избавиться от русского языка

Игорь Кармазин
Фото: Владимир Синдеев / ТАСС

Депутаты Верховной Рады подготовили законопроект об использовании в стране исключительно украинского языка. Предполагается, что «мова» станет обязательной для всех СМИ, органов госвласти и школ. Предыдущая попытка агрессивной дерусификации после Майдана в 2014 году подтолкнула Крым и Донбасс к выходу из Украины. «Лента.ру» попыталась разобраться в том, какие последствия лингвистическая реформа может вызвать сейчас.

Штрафы и инспекторы

Чем больше на Украине говорят о евроинтеграции, тем суровее законотворчество парламента. По крайней мере, законопроект «О государственном языке» обеспечит, кажется, полную языковую монолитность страны. Авторы инициативы — 33 депутата Рады, представляющие крупнейшие фракции — «Блока Петра Порошенко», «Народный фронт», «Самопомощь». В пояснительной записке отмечается, что закон призван способствовать утверждению украинского языка во всех сферах общественной жизни, консолидации и развитию украинской нации.

Украинизируются абсолютно все аспекты общественной жизни. В частности, «мова» будет обязательной в дошкольных, школьных, внешкольных и высших учебных заведениях. В университетах допускается только изложение одного или нескольких предметов «на одном из официальных языков Евросоюза». Театральные представления на других языках должны сопровождаться субтитрами на украинском. Фильмы снимаются только на украинском. Отдельные реплики на других языках допускаются лишь в сопровождении субтитров. Украинский язык также должен доминировать в книгопечатании и издательской деятельности. Тиражи на других языках не могут быть больше тиража на украинском.

Обязательна «мова» и для всех СМИ. Передачи на других языках должны дублироваться, телерадиокомпании обязаны обеспечить синхронный перевод, если кто-то из участников программы говорит на другом языке. Электронные СМИ загружают пользователю по умолчанию страницу на украинском языке. Обязателен украинский также в сфере торговли и услуг — в магазинах, ресторанах и так далее.

Проект предусматривает создание Национальной комиссии по стандартам языка, которая будет определять необходимый уровень владения им для занятия определенных постов и должностей. Например, кандидатам в президенты придется получать в этой комиссии сертификат на знание украинского языка. Комиссия проверит также всех госслужащих, депутатов, дипломатов, судей, адвокатов, нотариусов, работников образовательных и медицинских учреждений, сотрудников государственных и коммунальных предприятий.

За нарушение закона вводится административная и уголовная ответственность. Так, за невыполнение требований языковых инспекторов гражданам выпишут штраф в размере 1700-3400 гривен (3700-7400 рублей). Чиновникам грозит штраф 3400-6800 гривен (7400-15000 рублей). СМИ накажут на 6800-8500 гривен (15000-18500 рублей) за разовое нарушение. Предпринимателям временно запретят их деятельность. Особо подчеркивается, что под статью 109 Уголовного кодекса страны подпадают попытки «введения многоязычия» (под этим, видимо, понимаются призывы к расширению прав русского языка). Наказание — до 10 лет тюрьмы.

С «мовой», но без Харькова

Сами авторы законопроекта считают, что права нацменьшинств их инициатива не ущемляет. Представитель фракции «Батькивщина» Игорь Луценко уверен: их поддержат все патриотические силы страны. «На сегодняшний день есть ряд проблем. К примеру, некоторые министры на официальных мероприятиях разговаривают на русском. Этого быть не должно. В 99 процентах интернет-магазинов потребитель не может купить клавиатуру или ноутбук с украинской раскладкой», — возмущается народный избранник. По его мнению, политики, депутаты, не знающие государственного языка, должны молчать. «У нас украинское государство. Люди выбрали нардепов не для того, чтобы они занимались продвижением языка Достоевского, Авакова и Моторолы», — неожиданно сопоставил депутат. По его словам, Рада рассмотрит закон в начале весны. «Думаю, голоса в парламенте для его принятия найдутся», — отметил он. Аваков упомянут рядом с Достоевским, видимо, потому, что министра внутренних дел Украины не раз упрекали в незнании госязыка. Русский также предпочитает его давний оппонент, бывший губернатор Одесской области Михаил Саакашвили. Периодически забывает украинские слова даже президент Петр Порошенко.

Сейчас на Украине действует закон «Об основах государственной языковой политики», принятый еще в июне 2012 года. По нему русский язык может получить статус регионального там, где он родной минимум для 10 процентов населения. Одесский, Харьковский, Херсонский, Николаевский, Запорожский, Севастопольский, Днепропетровский и Луганский горсоветы, Одесский, Запорожский, Донецкий, Херсонский, Николаевский и Днепропетровский облсоветы официально признали русский язык региональным. Сразу после победы Майдана 24 февраля 2014 года Верховная Рада проголосовала за отмену этого нормативного акта, что послужило одной из причин волнений, воссоединения Крыма с Россией, а также начала вооруженного конфликта в Донбассе.

Курс на украинизацию с некоторыми оговорками был взят сразу после обретения независимости в 1991 году. Второй президент страны Леонид Кучма в своей известной книге «Украина — не Россия» подчеркивал, что «украинизация — это восстановление справедливости». Правительство приняло долгосрочные программы по переводу образовательных учреждений и СМИ на государственный язык. Справедливости ради надо сказать, что определенная защита обеспечивалась и русскому языку. В частности, в статье 10 Конституции страны русскому и другим языкам нацменьшинств гарантировалось свободное развитие и использование. Нынешняя законодательная инициатива этому прямо противоречит.

Понятно, что новый закон вызовет резкое отторжение в русскоязычных регионах юго-востока страны. Заподозрили неладное даже ярые сторонники Майдана и евроинтеграции. Так, политолог Юрий Романенко предсказывает, что, в случае принятия документа, Киев утратит контроль над Харьковом и Одессой. «Если мы будем продолжать в том духе, как предлагают авторы мовного закона, то вопрос потери востока — это не вопрос вероятности, а вопрос времени. Причем недалекого. Тогда таки да, в конце концов, Харьков и Одесса будут восприниматься украинцами как поляками сегодня воспринимаются Львов и Франковск», — рассудил он. Депутат Рады от «Блока Петра Порошенко» Виталий Чепинога заявил, что многим людям в случае принятия указанного нормативного акта придется уехать из Украины «в основном на Полтавщину — Черкащину». Вопросы возникают не только в русскоязычных регионах. На западе Украины — в Закарпатье — проживает 150 тысяч этнических венгров. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто пообещал в случае принятия закона и ухудшения жизни меньшинств поднять этот вопрос на уровне Евросоюза.

Вместо Ленина

Украинские политики давно занимаются лингвистическими спекуляциями, чему способствует парадоксальная языковая ситуация в стране. С одной стороны, большинство граждан Украины в быту говорят по-русски. Например, американский Институт Гэллапа в 2008 году провел исследование, и 83 процента респондентов для интервью с представителями организации предпочли русский язык. В украинском офисе Google в декабре опубликовали самые популярные запросы граждан в 2016 году. В топе нет ни одного на украинском языке. Аналогичная картина в топе запросов «Яндекса».

С другой стороны, власти с завидным упорством насаждают украинский язык и всеми средствами пытаются сократить употребление русского. Например, в ноябре на Украине вступил в силу закон, согласно которому каждая четвертая песня в эфире радиостанций должна быть на украинском. Квота на украиноязычные песни в течение первого года после принятия закона должна составлять 25 процентов, на второй год — 30, с третьего года — 35.

Но даже на этом фоне закон о госязыке удивляет своим радикализмом. Вероятно, эта инициатива связана с тем, что все реальнее перспектива досрочных выборов в Верховную Раду. Обостряется борьба за голоса избирателей. Каких-то значимых социально-экономических успехов нынешние власти на свой счет записать не могут, поэтому в ход идет традиционный способ привлечения западноукраинского электората — с помощью нагнетания национализма.

Впрочем, к подобному радикализму ведет вся логика постмайданной Украины, с самого своего начала выстраивавшей национальную идентичность на противостоянии внутренним «врагам». Режим Януковича, «ватники» юго-востока страны, коммунистическое наследие... Но вот украинские войска побывали в нескольких «котлах» в Донбассе, на территории страны закончились памятники Ленину, и в национальную идею пора вдохнуть новую жизнь. Очевидно, новый закон лишь обострит гражданский конфликт в стране, ухудшит отношения с соседними странами, дополнительно мотивирует ополченцев в Донбассе. Зато удастся отвлечь внимание украинцев от коррупции в высших эшелонах власти и стремительного обнищания граждан вне зависимости от того, на каком языке они говорят.

< Назад в рубрику