В Черногории снова раскручивается поутихший, казалось бы, скандал. Прокурор Миливойе Катнич выступил с заявлением о том, что черногорскому суду удалось наконец обнаружить за путчистами, пытавшимися организовать переворот в октябре прошлого года, зловещую тень Кремля. Катнич искал ее почти четыре месяца. Почему нашел именно сейчас — разбиралась «Лента.ру».
Игра в переворот
Октябрьская история в Подгорице напоминала скорее театр абсурда. Раскрытый мощными черногорскими спецслужбами коварный заговор, в который оказались вовлечены сербские и русские националисты, а также боевики, воевавшие в ДНР и ЛНР, очень напоминает сценарий голливудского боевика.
Практически все составляющие присутствуют: агрессивная зарубежная спецслужба, планирующая переворот; прогрессивная партия друзей западной демократии, у которой собираются украсть заслуженную победу на выборах; намеренно разгоряченная и наполненная проплаченными агентами толпа. Наконец, убийство главного хорошего парня — премьера Джукановича, стремящегося сделать страну членом ЕС и НАТО. Замедленная съемка, летящая пуля из русского автомата, тело падает на ковер.
Но, как и положено в голливудских фильмах, все оканчивается хеппи-эндом. Черногорский патриот Велимирович, попавший по недомыслию в сети российских спецслужб, осознает всю глубину своих заблуждений, топит закупленное на вражеские деньги оружие в озере и сдает всех подельников ради любви к гористой родине.
В итоге лидеры правоцентристской антинатовской коалиции «Демократический фронт» Андрия Мандич и Милан Кнежевич посрамлены как российские агенты, сербский империализм получил мощный удар, а связи с друзьями на Западе укрепились как никогда, и теперь стране прямая дорога в НАТО и ЕС.
Работа над ошибками
Нужно отметить, что сценарий неоднократно менялся по ходу пьесы. Так, изначально утверждалось, что полученное от заговорщиков оружие Велимирович утопил в озере в Косово. Потом Косово куда-то из истории исчезло.
Более того, изменилась даже личность одного из подозреваемых. Российский гражданин Широков — русский националист, по версии следствия — превратился в отставного дипломата Шишмакова, который ранее работал в российском военном атташате в Польше и был связан с ГРУ.
ГРУ, впрочем, Катничу тоже показалось мало, и вскоре Шишмаков уже координировал деятельность оперативников ФСБ — структуры мало того что с ГРУ никак не связанной и даже конкурирующей, но еще и не работающей за границей (для этого существует Служба внешней разведки, следа которой в этой истории Катнич не обнаружил — по крайней мере пока).
«Если посмотреть заявления Катнича, которые он делал осенью прошлого года, то мы обнаружим, что он подчеркивал: никаких доказательств причастности российских государственных органов к попытке переворота нет, — напоминает старший научный сотрудник Института славяноведения, кандидат исторических наук Петр Искендеров. — Совсем наоборот: его ведомство тесно сотрудничает с российскими службами. То есть либо он вводил в заблуждение общественность тогда, в октябре (понятно, что из сотрудничества с российскими спецслужбами нынешние обвинения родиться никак не могли), либо эти обвинения базируются не на материалах расследования, а на чем-то другом».
В самой Черногории заявления прокурора быстро стали поводом для саркастических шуток.
«Забавно, что Катнич называет в качестве организатора переворота ФСБ, в то время как проправительственные СМИ настаивают на том, что это было ГРУ, — отмечает черногорский журналист, координатор движения «Нет войне, нет НАТО» Игорь Дамьянович. — У них не то что нет доказательств — они просто не понимают, в чем разница между этими службами. Завтра они таким же манером могут обвинить в подготовке переворота, например, ДПС».
Звонок другу
Как признал сам Катнич, найти российский след ему помогли. По его словам, он хотел бы выразить глубочайшую благодарность спецслужбам «дружественных стран», таких как США и Великобритания. Помощь британских товарищей, судя по всему, оказалась особенно полезна: СМИ Соединенного Королевства освещают эту историю со всей возможной полнотой.
«Черногорцы подозревают, что в раскручивании этой темы активно участвовали западные спецслужбы и администрация бывшего президента США, — объясняет Дамьянович. — Таким образом получается, что не они устраивают войны и перевороты по всему миру, а Россия».
В октябре скандал не позволил оппозиции одержать победу на парламентских выборах, а нынешние заявления Катнича и вовсе оказались царским подарком для властей. Депутаты правящей коалиции сняли депутатскую неприкосновенность с ключевых оппонентов, которых теперь могут арестовать в любой момент. Причина понятна: несмотря на победу на выборах, положение партии Джукановича до сих пор достаточно шаткое. В том случае, если удастся окончательно дискредитировать лидеров оппозиции, никакого референдума о вступлении в НАТО, на чем настаивает «Демократический фронт», быть не может.
Подайте на НАТО
Именно вопрос о членстве в Североатлантическом альянсе — главная ставка в этой игре, и этого не скрывают ни Катнич, ни Джуканович. А он напрямую зависит от имиджа страны в глазах администрации Дональда Трампа. Пока ситуация неутешительная: на встрече в Брюсселе американцы ясно дали понять европейским партнерам, что им нужно взять на себя больше обязательств, в первую очередь финансового свойства.
«В этом контексте заявка Черногории на вступление в НАТО ощутимо подвисает, — отмечает Искендеров. — Дело в том, что в свое время ее активно продвигала бывшая американская администрация в лице вице-президента Джо Байдена. Оставалось сделать последний шаг, но сейчас ситуация изменилась. Очевидно, что Черногория не сможет отчислять необходимые средства и станет для НАТО еще одной обузой — такой же, как подавляющее число стран-членов».
В этой ситуации для официальной Подгорицы единственный шанс — представить себя форпостом борьбы с русским экспансионизмом. «Власти страны пытаются убедить партнеров в том, что они — в авангарде борьбы с российской угрозой на Балканах, — напоминает Искендеров. — Это очень хорошо ложится в общую канву, которую продвигают на Западе: Россия вмешалась в выборы в США, готовится сделать то же самое во Франции и Германии. Таким образом, значение Черногории резко возрастает».
За тремя зайцами
«Этот переворот — плод воображения бывшего премьера Джукановича, действующего главы правительства Марковича и прокурора Катнича, — считает Дамьянович. — Джуканович преследовал несколько целей: в случае неудачи он мог ввести чрезвычайное положение и объявить результаты голосования недействительными; публикация информации в день выборов побудила часть оппозиционного электората воздержаться от похода на участки. Наконец, история о попытке госпереворота в дальнейшем может быть использована правящим режимом для фабрикации судебных процессов против наиболее опасных политических противников».
Вопрос о том, сколько правды во всей этой истории, остается открытым. Очевидно, что многие в рядах националистов в Сербии не прочь вернуть Черногорию под крыло великого сербского орла; что русские националисты поддерживают с ними активные контакты; что в балканских странах проживает немало наших соотечественников, осевших там после войн 1990-х годов.
Но столь же очевидно, что последнее, что нужно сейчас Москве, — влезать в еще одну горячую точку, да еще так далеко от своих границ и без какой-либо пользы для себя. Россия, ведущая операцию в Сирии и находящаяся под санкциями, заинтересована в урегулировании отношений с США и (по возможности) с НАТО, а не в том, чтобы раздувать тлеющее пламя конфликта.