Пространство времени

Тайны музея фирмы, делавшей часы для Эйнштейна и Амундсена

Фото: пресс-служба Longines

Оказаться в музее часовой марки Longines не так просто, как в женевском музее Breguet или даже в музее Omega в Биле: в небольшой городок часовщиков Сент-Имье нужно ехать целенаправленно — зная, чего хочешь и что рассчитываешь увидеть. Впрочем, путешествие того стоит: история марки насчитывает уже 185 лет. Компания основана в 1832 году, и на ее счету немало важных событий, звездных клиентов (включая Эйнштейна, Линдберга и Кейт Уинслет) и впечатляющих успехов, причем не только в часовом деле, но и в покорении воздуха, географических исследованиях и спортивных состязаниях.

Песочные часы в Длинных Лугах

Тур по музею начинается в зале, сразу раскрывающем масштаб бренда: он напоминает уголок старинной библиотеки, полки в котором от пола до потолка заставлены одинаковыми толстыми томами in folio в переплетах из темно-малиновой кожи. Восемьсот бухгалтерских книг, в которых записаны все заказы на часы, приобретенные клиентами марки с середины XIX века (точнее, с 1867 года) до 1969 года, когда записи перевели на другие носители.

Основатель бренда Огюст Агассис в 1832 году в кооперации с двумя другими часовщиками открыл лавочку надомного подряда Comptoir Raiguel Jeune & Cie. Агассис только дорабатывал и продавал часы, сделанные частниками-селянами на дому — в зимние месяцы, свободные от сельхозработ. Настоящий заводской масштаб производство обрело при племяннике Агассиса Эрнесте Франсильоне: в 1854 году он переехал в деревню Сент-Имье, а в 1867 году открыл большую по тем временам фабрику в прилегающей к деревне местности под названием Longines (Длинные Луга) и нарисовал логотип марки, который используется по сей день: парящие на маленьких крылышках песочные часы.

В отдельной витрине можно проследить эволюцию начертания логотипа (было время, когда крылатые часы с него исчезли, но затем вернулись), а неподалеку, на круглом стенде, создатели музея с гордостью выставили многочисленные золотые медали, полученные маркой за достижения в определении точного времени на разных торговых и промышленных выставках Европы и Америки. На всех часах бренда, начиная со времен Франсильона, выгравирован их порядковый номер (сейчас это число постепенно приближается к 50 миллионам экземпляров). По этому номеру часы принимают в сервис и отслеживают все произведенные с ними технические операции. Тут же, в Сент-Имье, расположена сервисная мастерская компании, занимающаяся особо сложными случаями или старинными часами, с которыми не берутся работать местные сервисы в разных странах, где продается Longines.

Сложнее некуда

Кураторы музея бережно собирают исторические модели: покупают на аукционах и у частных коллекционеров. Для этого, по словам президента Longines Вальтера фон Кенэла, музею ежегодно выделяются средства. К сожалению, все купить не удается: например, часы Альберта Эйнштейна 1929 года ушли девять лет назад к частному лицу, выложившему за них почти 600 тысяч долларов. Но в витринах представлены другие редкости, за которыми охотятся коллекционеры: первые карманные часы-хронограф, созданные в 1878 году; первый наручный хронограф-монопушер с механизмом калибра 13.33Z 1913 года; выпущенный в 1936 году наручный возвратный хронограф с калибром 13ZN; часы с запатентованным Longines в 1945 году автоматическим механизмом калибра 22А и первые кварцевые часы Ultra-Quartz. Они были выпущены в 1969 году и предвосхитили «кварцевую эру», едва не ставшую фатальной для всей индустрии механических часов.

Кроме сложных механизмов, Longines делал и ювелирные часы с не менее сложным драгоценным декором. В музее есть дамские часы-подвеска 1909 года с эмалевой миниатюрой на крышке; часы-«жучок» 1916 года, скрывающие циферблат под раздвижными крылышками; модель 1910 года в стиле ар-деко с сапфировыми цифрами и фантастическими птицами на циферблате (одно из последних приобретений кураторов) и еще один ар-декольный шедевр — «карманник» с эмалевым цветком алого и зеленого цвета, выпущенный к парижской выставке декоративного искусства 1924 года.

Есть и плоды экспериментов со стилем 70-х годов: часы в корпусе из серебра от дизайнера Сержа Манзона (1973), серебряные часы (калибр 805) на широком кожаном ремне, получившие Prix de la Ville de Genève (1974), серебряные часы-браслет с бриллиантами Cleopatra (1975) и модель в восьмиугольном корпусе с декором из коралла и оникса (1979), получившие призы Rose d’Or на выставке в Баден-Бадене. По словам Вальтера фон Кенэла, в ассортименте марки число женских и мужских моделей примерно равно. Девиз женского направления — Elegance is an Attitude — поддерживают «посланницы элегантности» Longines, спортсменки и актрисы. Среди них Кейт Уинслет, Ингеборга Дапкунайте и Айшвария Рай.

Быстрее, точнее, сильнее

Музей хорош тем, что он семейный. Ребенка наверняка заинтересует огромная модель самолета «Дух Сент-Луиса», на котором в 1927 году летчик Чарльз Линдберг впервые в одиночку перелетел через Атлантику, крупные черно-белые портреты отважных авиаторов, которые прокладывали опасные маршруты, сверяясь с пилотскими часами Longines с крупными (чтобы заводить их, не снимая перчаток) заводными головками.

Именем Линдберга названа модель Longines, разработанная при его участии: Lindbergh Hour Angle. В нынешнем году Longines перевыпустил ее в новом дизайне в ознаменование 90-летия легендарного перелета. Кроме него часами Longines пользовались и аэронавты дирижабля Graf Zeppelin, первыми обогнувшие земной шар, и Ричард Бёрд, пролетевший на самолете над Южным полюсом. Кстати, часы марки были и на самом полюсе: их носил Амундсен, первым из путешественников достигший самой южной точки Земли.

В витринах выставлены сложные приборы для стратонавтов, часы с ударопрочными крышками для артиллеристов, часы, способные «подгонять» секундную стрелку под сигналы точного времени по Гринвичу (их выпустили еще до Второй мировой, часовщиков консультировал американский военный моряк капитан Вимс). Рядом — модель суперскоростной моторной лодки Bluebird K3, на которой сэр Малькольм Кэмпбелл установил в 1937 году мировой рекорд скорости на воде. Его гонку по зеркалу итальянского Лаго Маджоре засекали по секундомеру Longines.

Не оставит подростка равнодушным и зал спорта со сложными приборами хронометража в разных видах спорта — от горных лыж до художественной гимнастики, от скачек до тенниса, — с помощью которых Longines определял победителя в крупнейших мировых состязаниях, включая многие Олимпиады: впервые бренд выступил в этом качестве в 1952 году, а в 1980 году хронометрировал Олимпийские игры в Москве.

В том же зале можно рассмотреть юбилейные олимпийские модели разных лет, включая «карманник» с выложенными бриллиантами олимпийскими кольцами на крышке (он был выпущен к Олимпиаде 1984 года в Лос-Анджелесе), и красивые статуэтки лошадей — призы за победы в конном спорте. Именно в этом виде спорта на американских скачках компания дебютировала в качестве хронометриста в 70-е годы XIX века. А в начале XX века, в 1912 году, изобрела ту самую «финишную ленточку» — способ определения победителя в легкоатлетических забегах. Пришедший первым бегун разрывал ленту, и это сразу фиксировал специальный прибор. Современные технологии хронометража неизмеримо сложнее аппаратов столетней давности, но Longines не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствует свои разработки.

Ценности
Кадр из телесериала «Сэр Фрэнсис Дрейк» (Великобритания, 1961)

«Дабы не ослепила нас красота Ее Величества»

Эксперимент адмирала Дрейка по сохранению зрения команды
Ни поплавать, ни поездить
Самые странные санкции и неожиданные проблемы из-за них
Богемская рапсодия
Жертвоприношения, ритуалы и пьянство в самом закрытом мужском клубе США
Останки Карлоса КастаньоРоман с кокаином
В Колумбии ультраправые наркокартели невероятно жестоко расправляются с леваками
Закон, удобный во всех отношениях
Новый пакет санкций нужен США для давления не только на Россию, но и на Европу
Цена ошибки
Неправильно понятая депеша стала причиной начала Корейской войны
Тест: угадай звезду по машине
Чей этот розовый «Бентли»? А шестиколесный «Гелик»?
Львиная доля
Лучшая автомобильная реклама «Каннских львов»
История полицейских авто Америки
Каким был и каким стал автопарк полиции США
Кто сделал первый кроссовер в мире
Вопрос – один, ответов – минимум семь. Кто же был первым?
Вите надо выйти
Соседи несколько лет травят москвича, который отказывается переселяться
Без свидетелей
Дома для тех, кто ненавидит соседей
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Классовая борьба
На смену дешевым квартирам в Москве пришел новый вид жилья
Да катитесь вы
Семейная пара отказалась от квартиры и поселилась в автобусе