В середине августа неизвестные слили в сеть интимные снимки голливудской актрисы Энн Хэтэуэй. Звезда «Интерстеллара» стала очередной жертвой движения The Fappening, хотя фанаты остались разочарованными: Хэтэуэй уже снималась обнаженной в кино, так что ничего принципиально нового они не увидели. «Лента.ру» вспомнила истоки The Fappening и выяснила, почему обнародование пикантных фото звезд затянулось на годы, несмотря на громкие расследования и аресты.
Совсем иной была реакция на мартовский слив снимков актрисы Эммы Уотсон, которая активно выступает за права женщин и не может похвастаться большим количеством сексуальных сцен на экране. Хакеры показали миру два видео и 123 фотографии обнаженной актрисы, преимущественно во время принятия ванны и примерки купальников. И оказалось, что мир ждал именно этого.
Буллинг Уотсон начался еще в 2014 году, когда в качестве традиционного анонса очередного слива пикантных фото в сети появился сайт Emma You Are Next. Правда, он либо оказался мистификацией, призванной пощекотать нервы Уотсон и раззадорить ее преданных «поклонников», осматривающих фото с церемоний на предмет наличия у актрисы нижнего белья, либо публикация снимков была отложена на целых три года из-за ареста одного из активистов онлайн-движения The Fappening Райана Коллинза.
Первый массовый взлом учетных записей знаменитостей случился в августе 2014 года. Событие получило название The Fappening от английских слов «fap» и «happening». До сих пор украденные снимки составляют основу классического блога The Fappening, хотя среди длинного списка фото и видео взломанных звезд попадаются «люди, похожие на генерального прокурора» — эротические фото с участием загримированных моделей. Тогда, в 2014-м, злоумышленники выложили часть снимков без цензуры, а часть пытались продать за биткоины.
The Fappening действовали по стандартной схеме: взлом телефона знаменитости и хранилища данных iCloud, получение доступа к снимкам, не предназначенным для публики, слив на имиджборды вроде 4chan и соответствующие ветки Reddit. Тотальный фэппенинг продолжается уже три года.
Первыми жертвами стали Дженнифер Лоуренс и Скарлетт Йохансон, позже список пополнили Аманда Сейфрид, Сьюки Уотерхаус, Розарио Доусон и Майли Сайрус. Последняя, к слову, совсем не расстроилась и даже подыграла троллям, снявшись в откровенной фотосессии у знатока тяжелой эротики старого панка Терри Ричардсона.
А вот многолетняя цель хакеров Эмма Уотсон расстроилась чрезвычайно. На звезду «Гарри Поттера» долгие годы наблюдался прямой запрос пользователей сети, переживавших развитие сексуальности вместе с взрослеющими героями саги. И все эти годы актриса терпела упражнения прессы в искусстве классного заголовка и нездоровую зацикленность аудитории на ее нижнем белье. В 2017-м, когда ей исполнились роковые для многих рок-звезд 27 лет, публика наконец получила желаемое.
После реакции на первые сливы звезд киноиндустрии, испугавшихся за свою приватность, расследованием произошедшего занялось ФБР. Бюро быстро удалось раскрыть личность злоумышленника — им оказался 36-летний Райан Коллинз, добывавший фото звезд прямиком из их смартфонов в период между 2012-м и 2014 годами. Он был осужден на 18 месяцев, что, однако, не означало, что украденный массив фотографий больше нигде не всплывет.
Во время судебного процесса корпорация Apple заявила, что не причастна к произошедшему, ведь хранилища iCloud были взломаны не по ее вине.
Это косвенно подтвердил и обвиняемый по делу о второй волне фэппенинга Эдвард Маерчик. Он вымогал логины и пароли звезд, от имени Apple и Google рассылая им письма, ведущие на фишинговые сайты. Компании же порекомендовали своим пользователям использовать сложные пароли и двухфакторную идентификацию, чтобы исключить метод брутфорса, и были полностью оправданы как пострадавшие от мошенничества.
Примечательно, что несмотря на громкие судебные процессы площадки со звездной обнаженкой до сих пор работают. Дело в том, что даже после ареста людей, непосредственно вымогавших личные данные знаменитостей, распространением добытых материалов занималась уже безликая и неподконтрольная армия анонимов. Содержание сайтов с сомнительным контентом — тоже прерогатива вездесущего анонимуса: закроется один ресурс — и тут же появится следующий.
Сам феномен фэппенинга укладывается в четыре пункта. Во-первых, как правило, жертвы — относительно молодые и знаменитые женщины. Во-вторых, фэппенинг олицетворяет собой власть. Как и в случае с большинством преступлений на сексуальной почве — например, изнасилованием — причина кроется вовсе не в безудержной потребности удовлетворить инстинкт, а именно в ощущении безграничной власти над жертвой. Так и с фэппинингом: чувство, будто он способен раздеть знаменитость, даже не будучи режиссером с мировым именем, дает пользователю сознание собственной важности.
В-третьих, фэппенинг предоставляет возможность публичного осуждения, а это самый массовый способ снять напряжение. В его основе лежит излюбленная человечеством когнитивная ошибка, именуемая «иллюзией справедливого мира». Находясь во власти этого искаженного восприятия, человек уверен: если я буду делать все правильно, со мной не произойдет ничего плохого. Если же с кем-то произошло плохое — значит, этот кто-то плохо себя вел и будет наказан.
Фундаментальные ошибки атрибуции составляют корень зла в формировании общественного мнения, даже несмотря на то, что благодаря СМИ тезис «сама виновата» перестал быть утверждением и превратился в предмет для открытой дискуссии. Этот вопрос не только заставляет участников телевизионных ток-шоу рвать друг другу волосы, но и крепко задуматься о положении женщины в современном обществе.
И, в-четвертых, пользователи, интересующиеся фэппенигом, не просто дублируют запрос преступника — они его создают, и это самый важный момент во всей истории. Пользователи говорят: «Да, мы хотим видеть этих богатых сучек униженными и оскорбленными!» Единственный аргумент против публичных издевательств — традиционный тезис о том, что на месте Уотсон могла быть «ваша дочь, мать или сестра», то есть функция, а не человек.
После первой волны фэппенинга стало ясно, что звезды вряд ли встретят понимание у рядовых пользователей, руководствующихся базовым принципом «зачем приличной девушке такие фотографии?», и что новых сливов не миновать. Среднестатистический потребитель пикантных звездных снимков считает, что раз женщина обнажалась для съемок — значит, нет ничего зазорного в том, чтобы сделать публичными и ее интимные фото.
Неудивительно, что за неимением звезд мирового масштаба в большом кинематографе местечковый аналог фэппенинга появился и в России. Им стал поиск и деанонимизация порноактрис с помощью приложения FindFace и базы «ВКонтакте». Создатели программы не видят здесь никаких этических противоречий.
Тем временем судебная история фэппенинга продолжается: теперь организованная группа хакеров, называющая свою миссию Celeb Jihad, отказывается изымать из сети мартовские фото Уотсон, юристы которой уже подготовили иск и готовы к очередной тяжбе. И неважно, что удалить что-либо из интернета по определению невозможно: звезды готовы идти на принцип. Как бы то ни было, The Fappennig вряд ли получится остановить арестами. Общественный запрос и реакция на запретное не оставляют сомнений: сливы продолжатся, а иски знаменитостей будут годами зависать в судах.