Последний день Всемирного экономического форума в Давосе проходил в режиме ожидания программной речи главного гостя мероприятия — президента США Дональда Трампа. Программная речь немного удивила собравшихся, но в целом не вышла за рамки типичной риторики Трампа, которую смог затмить канадский премьер своими носками. «Лента.ру» подводит итоги главного экономического события в мире — форума в Давосе.
Ажиотаж вокруг речи Трампа чувствовался с первого дня форума — большинство европейских и мировых политиков в своих речах делали выпады или намекали на политику, проводимую американским президентом. Критике подвергалось практически все, что сделал Трамп за первый год своего президентства: начиная от антимусульманских ретвитов, заканчивая налоговой реформой. Мировые лидеры ополчились на Трампа за протекционизм и национализм, за выход из международных соглашений и отсутствие стремления наращивать сотрудничество.
Масла в огонь подливали советники Трампа, а также представители американской делегации в Давосе, которых долгое время не мог найти российский вице-премьер Аркадий Дворкович. Они убеждали участников и мировую общественность в том, что Трамп выступит со своей классической программной речью «Америка в первую очередь», в ходе которой в очередной раз подчеркнет проделанные шаги американской администрации для повышения инвестиционной привлекательности США и упрощения ведения бизнеса. Участники готовились к жесткому отпору дискурса глобализации и международной кооперации, однако они оказались немного неправы.
Зал, в котором должна была пройти панельная сессия с участием Трампа, начал набиваться еще за два часа до начала выступления американского президента. Это была, вероятно, единственная сессия, которая вызвала подобный ажиотаж. За несколько минут до старта в зал невозможно было попасть. В момент выхода Трампа на сцену, казалось, что застыл вообще весь форум — участники, которые не попали в зал, смотрели выступление на экранах телевизоров, остальные же уткнулись в свои смартфоны и слушали американского лидера в наушниках.
Трамп действительно много рассказал о своих достижениях, особенно подчеркивая успехи только что принятой налоговой реформы, снижение бюрократического давления на бизнес, приток инвестиций, абсолютные рекорды американских индексов и так далее. Казалось, что его выступление будет дежурным, в котором он просто снова обозначит свое видение США в мире, однако в ходе выступления он признал, что процветающий мир невозможен без кооперации.
«Америка в первую очередь не значит Америка в одиночестве. Когда растут США, растет весь мир. Американское процветание создает несчетное число рабочих мест по всему миру. Стремления к совершенству, творчеству и инновациям привели США к множеству важнейших открытий, которые помогают благополучно жить гражданам во всем мире», — заявил президент.
Правда, кооперационный пафос Трампа закончился достаточно быстро — дальше он раскритиковал действующие международные соглашения о мировой торговле за «неравенство соблюдения правил этих самых соглашений». По мнению Трампа, США просто не могут позволить себе участие в подобных объединениях, так как их участники, как правило, находятся в неравных условиях. Более того, Трамп пообещал, что США больше не будут закрывать глаза на подобные практики, а наоборот, будут с ними бороться «не только ради процветания Соединенных Штатов, но и всего мира».
Выступая перед публикой, Трамп не исключил возвращения переговоров со странами Транстихоокеанского партнерства, из которого США вышли практически сразу после вступления Трампа в должность и возвращения США в периметр Парижского соглашения по климату. Правда, торговые отношения, исходя из слов Трампа, США готовы обсуждать исключительно в двустороннем формате. Общий же смысл выступления был очевиден: «Мы готовы к кооперации, но только на более выгодных условиях для себя».
Из речи президента следовало, что аналогичный подход он предлагает другим странам и даже людям. «Представленные в этом зале значимые персоны со всего мира — вы лидеры нации, титаны бизнеса, гиганты индустрии и лучшие умы в своих областях. Каждый из вас может менять жизни и сердца людей, определять судьбу вашей страны. Подобная сила налагает на вас особую ответственность — вы отвечаете перед теми людьми, которые сделали вас теми, кто вы есть сейчас», — призвал Трамп.
В конце своей речи президент призвал всех собравшихся «вместе построить удивительное будущее», правда, судя по реакции аудитории, которая даже не наградила американского лидера дежурными аплодисментами, выступлением американского лидера остались довольны не очень.
Недовольны итогами форума остались и представители Европейского центрального банка (ЕЦБ). Глава европейского регулятора Марио Драги отыгрался на словах министра финансов США Стивена Мнучина, который заявил, что США выгоден «слабый доллар» для успешной мировой торговли. Одна реплика главы Минфина США обвалила доллар — рынок воспринял слова Мнучина в качестве программного заявления американского истеблишмента и начал распродавать американскую валюту. Министру пришлось сразу давать комментарии, что его неправильно поняли, а СМИ якобы неверно растиражировали его слова.
Видимо, неправильно Мнучина понял и сам Марио Драги, в речи которого чувствовалось откровенное раздражение: «Курс изменился частично по фундаментальным причинам, из-за улучшения ситуации в экономике. Но во многом он изменился и по внешним причинам, а именно из-за заявлений. Причем заявлений не от ЕЦБ, а от кое-кого другого. Заявления этого кое-кого не соответствуют принятым правилам поведения», — заявил Драги, не назвав напрямую имени Мнучина, однако всем было очевидно, что речь шла именно о нем.
При этом Драги заверил общественность из Франкфурта — глава ЕЦБ не присутствовал в Давосе — Европа не намерена активизировать войну девальваций валют, а также призвал воздержаться от подобных мер других стран-членов Международного валютного фонда (МВФ). Глава ЕЦБ также отметил, что многие его коллеги советуют пересмотреть долгосрочную стратегию европейского регулятора в связи с подобными заявлениями. В конечном итоге в дискуссию пришлось вступить президенту США, заступившемуся за своего министра и пообещавшему, что доллар будет становиться только «сильнее и сильнее».
Сквозной темой форума вне экономики было равноправие мужчин и женщин, этот тренд организаторы стремились подчеркнуть особенно — впервые в истории назначив на все должности сопредседателей форума в Давосе сразу семь женщин. В реальности отстоять права не удалось — только 21 процент участников форума составляли женщины. Ключевыми спикерами панельных сессий по-прежнему были мужчины.
Мужское преимущество удивило, например, управляющего директора Европейского фонда стратегических инвестиций Ильяну Цанову: «Меня поражает, что в эру криптотехнологий, блокчейна и самоуправляемых автомобилей мы до сих пор говорим о равенстве между мужчинами и женщинами». Для того чтобы победить мужское преимущество в Давосе, она даже предложила закрепить правило формирования панельных сессий: «Нет женщин, нет панели».
Организаторы же оправдываются, что в этом году было всего лишь две панельных сессии, на которых среди спикеров были только мужчины. Улучшение ситуации с равенством на форуме в Давосе признала президент Markle Foundation Зоэ Бэйрд. По ее словам, 17 лет назад, когда она приехала в Давос впервые, женщин было намного меньше. Вместе с тем она признает, что организаторы могли сделать для гендерного равенства намного больше.
Рекордное количество мировых политиков на форуме не привело к каким-либо реальным прорывам. США в очередной раз поставили весь мир перед фактом, что они планируют сотрудничать только на приемлемых и выгодных для себя условиях. Европейские политики в очередной раз подчеркивали важность кооперации в решении мировых вопросов, к ним же добавились канадский премьер Джастин Трюдо и индийский премьер Нарендра Моди. Близкая к европейцам риторика исходила и от лидеров китайского бизнеса — Джека Ма, представлявшего Alibaba Group, и Лю Цяндун из JD.com.
Мировая элита с опаской смотрит в будущее в ожидании нового финансового кризиса, хотя предпосылок к обвалам мировых рынков в настоящий момент не видит. Вероятно, именно поэтому самым ярким событием форума стали новые носки канадского премьера — желтые уточки на пурпурном фоне — «помогают справляться с серыми рабочими буднями».