Лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич снова столкнулся с потоком ненависти из-за своих слов — на этот раз общественности не понравилась фраза музыканта про «злобных дебилов» из России. Ситуацию можно было бы назвать совершенно обычной, учитывая, что подобное происходит с исполнителем почти каждый месяц, однако на этот раз на него обратили внимание в Министерстве иностранных дел России и в Кремле. «Лента.ру» вспоминает скандальные высказывания барда за последний год и выясняет, почему всех волнует то, что Макаревич говорит и пишет в интернете.
В марте 2017-го на Макаревича ополчились после интервью «Ленте.ру», в котором он ответил на вопрос, сохранился ли у него «патриотизм москвича». Музыкант заявил, что от слова «патриотизм» его тошнит. «Да, я себя ощущаю стопроцентным москвичом, я тут родился и никогда отсюда не уезжал. Я сейчас за городом живу, но все равно каждый день в Москве. Чувство причастности к городу? Я об этом не думаю, честно говоря. Москва изменилась очень сильно, от любимых мест мало что осталось», — заявил он.
Исполнитель подчеркнул, что ему приятно гулять по облагороженным участкам столицы: «Пошел в "Гоголь-центр", заглянул за угол: какая-то потрясающая территория вроде "Винзавода", но не "Винзавод". И какие-то галереи, и куча каких-то кафушечек, и все очень стильно, чисто, везде молодые ребята работают».
Читатели вместо безобидной беседы про изменения в Москве увидели то, как лидера «Машины времени» мутит от российских патриотов. Вырванную из контекста фразу растиражировала пресса, а возмущенные интернет-пользователи не обратили внимания на то, что речь шла совсем о другом. На слова музыканта отреагировал режиссер и депутат Госдумы Владимир Бортко — он посоветовал Макаревичу «пойти в туалет, сунуть два пальца в рот и хорошо проблеваться».
Журналисты потребовали от барда объяснений, и на этот раз он рассказал об отношении не к патриотизму, а к своим критикам. «Патриотизм — это любовь к Родине. Я не верю людям, которые орут о своей любви. Обычно люди, которые орут о своей любви, никого и ничего не любят. Они просто расценивают ее как предмет торговли, за который они получат пирожок. Мне кажется, что с такими базовыми понятиями, которые имеют отношение к любви в целом, в том числе к любви к Родине, надо обращаться с большим уважением. Это слово сегодня потоптали и опошлили. Какая-то часть населения пытается его себе присвоить. Я не считаю уместным орать о любви вообще», — заявил музыкант.
Следующий скандал с участием Макаревича случился всего через месяц. В апреле 2017-го в метро Санкт-Петербурга произошел теракт, в результате которого погибли 14 человек и пострадали более 40. В этот день у исполнителя был запланирован питерский концерт Yiddish Jazz. По словам пресс-секретаря Макаревича Антона Чернина, поклонники музыканта попросили его не отменять мероприятие. Но нашлись и те, кто требовал, чтобы исполнитель отказался от выступления — нечего веселиться во время трагедии. Критиков, в частности, возмутила появившаяся в СМИ (и снова без контекста) фраза Макаревича: «Сегодня же не день траура».
Лидер группы «Ва-БанкЪ» Александр Скляр назвал вопрос об отмене концерта в день теракта «вопросом совести» и поставил фронтмену «Машины времени» условие: перевести заработанные деньги в помощь пострадавшим. Из-за посыпавшихся обвинений в лицемерии Макаревичу вновь пришлось разъяснять свою позицию. Он подчеркнул, что музыкальная программа Yiddish Jazz в принципе никакого веселья не предусматривала, а россиянам не следует идти на поводу у террористов.
«По поводу нашего сегодняшнего концерта в Питере в сети было много вони (сам не читаю, мне рассказали). Мы начали концерт с минуты молчания, и вообще никакого веселья программа Yiddish Jazz в себе не несет. И главное: сегодня, по большому счету, как это ни печально, никто не может чувствовать себя в абсолютной безопасности, ибо атакам подвергаются места скопления людей. Можно отменить все концерты, закрыть вокзалы, аэропорты и супермаркеты. Наверно, станет безопасней. Но это и будет означать, что они победили. Они хотят, чтобы мы все отменили. Вот вам хрен», — написал Макаревич.
В сентябре лидер «Машины времени» все-таки включил в себе москвича-патриота, высказав мнение об установке в столице памятника оружейнику Михаилу Калашникову. Макаревич поставил под вопрос этичность прославления человека, который создал оружие, из которого были убиты миллионы людей по всей планете, подчеркнув, что особой роли в защите России автомат Калашникова не сыграл. «Вот что интересно — войну с фашистами АКМ не застал, появился после. Так где он защищал рубежи нашей Родины? В Афганистане? В Грузии? В Украине? В Африке?» — поинтересовался он.
Однако больше всего Макаревича возмутил внешний вид памятника: «Ладно. Пусть Калашникову. НО ПОЧЕМУ ТАКАЯ БЕЗДАРНАЯ, УРОДЛИВАЯ СКУЛЬПТУРА? Даже в советские времена этот истукан не прошел бы худсовет. Ну что же мы так уродуем свой город, позоримся перед всем миром?»
Пост исполнителя атаковал целый рой агрессивно настроенных комментаторов, поток оскорблений и обвинений не прекращался несколько дней. Макаревич, в свою очередь, назвал гостей его страницы в Facebook «удивительными людьми»: «Первые десять комментариев еще как-то относятся к тому, что я имел в виду, потом тема расплывается, и уже начиная с двадцатого хаос побеждает окончательно — каждый кричит о своем, и все забыли, о чем речь».
Подобное происходило и вне соцсетей. Против Макаревича выступил, в частности, Анатолий Вассерман, который указал, что музыкант дожил до своего возраста и может позволить себе любые высказывания благодаря Калашникову и его автомату. А еще — Лаврентию Берии «и множеству других хороших людей». После слов Макаревича за Калашникова поспешил вступиться и композитор Юрий Лоза. Он дал скульптуре свою оценку: «Почему он уродливый, памятник? Каким он должен быть? Сделать его маленьким, больным, старым, сгорбленным? Или, может, вообще лежачий памятник сделать, когда он болел в последние годы? Нормальный крепкий мужик с автоматом, какой он должен быть еще? Что тут критиковать, я не очень понимаю».
Ответил фронтмену «Машины времени» также автор памятника, скульптор Салават Щербаков. Он заявил, что Калашников создавал оружие для защиты страны от врагов, сам памятник понравился многим, а у Макаревича просто другие вкусы. Помимо этого, Щербаков предложил музыканту не лезть не в свою профессию. «Никакой танцор или певец не будет слушать мнение скульптора, как он станцевал или спел. Это профессия, и не надо в нее лезть. Даже мы, профессионалы, себя скромно ведем и не абсолютизируем все как истину в последней инстанции», — подчеркнул он.
Скульптор, правда, не учел, что Андрей Макаревич родился в семье архитектора Вадима Макаревича, окончил Московский архитектурный институт и работал архитектором в Государственном институте проектирования театров и зрелищных сооружений.
К октябрю 2017-го Макаревич, кажется, уже осознал, какой отклик получают его посты в соцсетях, потому что заранее предсказал, что «огребет дерьма» за заметку, в которой сравнил Иосифа Сталина с Адольфом Гитлером. Свои рассуждения он опубликовал на фоне общественной дискуссии, развернувшейся после установки бюста Сталину в центре Москвы.
«Патриоты приходят в бешенство, когда имена Гитлера и Сталина ставят рядом. Либералы твердят: немцы сумели отречься от наследия Гитлера — и вот как возродились. Россия так и не отреклась от Сталина — вот и расхлебываем. Одна маленькая деталь: Сталин выиграл войну, Гитлер ее просрал. Ну чисто гипотетически — представьте на секунду, что случилось бы наоборот. Что бы звучало? Похоже, история, как и природа, не имеет отношения к нравственности», — написал Макаревич. Посетители его Facebook охотно принялись спорить в комментариях под постом.
Ни один из вышеупомянутых скандалов по количеству вылитой на музыканта агрессии и числу решивших высказать об этом свое мнение, не переплюнул последний, когда СМИ в марте 2018-го заявили, что Макаревич назвал россиян «злобными дебилами». Причем сделал он это не на пресс-конференции и даже не в отдельном посте в Facebook, а в комментарии.
Поэт рассказал о своих впечатлениях от американцев: «Насколько они спокойнее, веселее и добрее нас. Это не они стали лучше — они не стали лучше. Это с нами происходит что-то ужасное». В комментарии к своему тексту он ответил одному из подписчиков: «Ей-богу, мне кажется, они открыли какой-то двадцать пятый кадр, который реально превращает людей в злобных дебилов». На следующий день СМИ объявили, что Макаревич назвал россиян злобными дебилами.
На этот раз на фразу барда отреагировали не только Скляр и Лоза, но и глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева (предложила Макаревичу переехать за границу), депутат Госдумы Виталий Милонов (пожалел Макаревича и его друзей), официальный представитель МИД России Мария Захарова (попросила перестать оскорблять россиян, потому что он не имеет на это права) и даже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков (подчеркнул, что журналисты Макаревича неправильно процитировали). Журналисты тем временем пытались дозвониться до колесившего по Америке и ничего не подозревавшего музыканта.
Композитор рассказал в соцсетях, что от звонков у него разрывался телефон: «На десятом звонке призадумался — что случилось-то? Уж не умер ли кто? К вечеру добрались до гостиницы, зашел в сеть — вот оно что! Я, оказывается, "назвал россиян злобными дебилами"! Меня осуждают! Отец русской демократии Милонов, титаны рока Скляр и Лоза! И прочие оскорбленные представители русского народа». Макаревич еще раз привел свою фразу, вызвавшую возмущение публики, и потребовал приглядеться к ней внимательнее. «Есть разница, нет? Хотя, судя по поднявшейся волне говна, работает этот двадцать пятый кадр, работает», — посетовал он.
Скандалы, в которых оказывается замешан российский бард, всегда развиваются по одной схеме: Макаревич высказывает мысль, обосновывает ее, а потом самая громкая фраза из его месседжа оказывается в заголовках. После этого другие музыканты, общественные деятели и политики комментируют это высказывание, контекст которого теряется. Затем интернет-пользователи вспоминают еврейские корни лидера «Машины времени» и злобно шутят про «прогибы под изменчивый мир», подсчитывают, сколько поклонников он потерял, и пророчат ему скорый крах карьеры. А потом Макаревич пишет еще один пост, в котором разжевывает свою позицию. Таким образом музыкант уже целый год троллит прессу, комментаторов в интернете и Юрия Эдуардовича Лозу.