В 2021 году индустрия смартфонов и мобильной техники переживала последствия кризиса пандемии и пыталась выпускать новые гаджеты. Ведущие производители сохранили свои позиции, а кто-то даже открыл для себя новые ниши. О главных трендах сегмента смартфонов, вялом развитии 5G, перспективах складных устройств и застое в Apple — в итоговом материале «Ленты.ру».
2021 год снова запомнится наращиванием мощности смартфонов. Даже в аппаратах среднего сегмента сейчас присутствуют топовые характеристики — многоядерный процессор, минимум шесть гигабайт оперативной памяти, от 128 гигабайт встроенной памяти на накопителе. Производители гаджетов уже не могут остановиться, хотя такая высокая мощность, обеспечиваемая железом, потребителю не нужна. Например, лидер текущего рейтинга AnTuTu — Xiaomi Black Shark 4S Pro — имеет флагманский чип Snapdragon 888+, 16 гигабайт оперативной и 512 гигабайт встроенной памяти. Модель ориентирована на геймеров, но адекватно справляться с современными играми сможет устройство, которое даже в два или три раза слабее суперфлагмана.
Из всех перечисленных характеристик для пользователя актуален разве что объем встроенной памяти — показатель важен из-за растущего объема информации, который генерирует смартфон. Это и тяжелые игры, и качественные фотографии и видео. Растущая мощность телефона требует хорошего аккумулятора и быстрой зарядки. В этом аспекте в 2021 году произошли некоторые изменения — производители заметно приблизились к батарее, которая поддерживает мощность до 100 ватт. Радикального скачка не случилось: девайсы все еще работают максимум сутки-полтора на одной зарядке и оказываются крайне зависимыми от электричества.
Зачем смартфону 2021 года такая большая производительность? Отчасти это связано с тем, что поставщики процессоров, памяти и прочих компонентов в условиях дефицита ставят в приоритет выпуск более современных и дорогих запчастей, на которые все равно найдется покупатель. Однако основная причина «гонки вооружений» заключается в постепенном отказе потребителя от стационарных бытовых гаджетов. Большинству пользователей — даже в условии пандемии и удаленной работы — не нужны мощные компьютеры: потребители обходятся смартфонами, планшетами и компактными ноутбуками. С развитием 5G и ростом мощности телефон становится основным и универсальным гаджетом.
Происходит и обратный процесс. На рынке появились компьютеры, созданные на базе ARM-чипов. В частности, Apple продолжила линейку компьютеров на процессорах M, произведенных на базе мобильных чипов для iPhone и iPad. В прошлом году компания показала первые ноутбуки и компьютеры на «мобильном» чипе M1, сейчас же она их прокачала и показала полностью новое поколение MacBook Pro на улучшенной версии этих процессоров. Среди конкурентов никто так и не смог ответить чем-то подобным, а Intel просто пытается со всех сторон показать, как хороши их чипы на x86-архитектуре и как плох ARM.
Любопытно, что в первую очередь модернизации подверглась именно «профессиональная» линейка, на которую жаловались с редизайна 2016 года. Компания будто умышленно сперва забрала все, что было удобно, а теперь с помпой возвращает: вернули ряд функциональных клавиш и убрали сенсорный Touch Bar, вернули старую клавиатуру с механизмом «ножницы», слот для карт памяти, HDMI-порт и даже магнитную зарядку MagSafe. Правда, теперь это и стоит дороже, и минимальный MacBook Pro с экраном на 14 дюймов стоит 190 тысяч, а старая модель стартовала со 130. Но людей, которые будут использовать это железо по максимуму, это не особо смущает.
Современные компьютеры Apple — не считая линейки Air — рассчитаны на требовательную аудиторию, которая нуждается в мощной машине и готова отдать за нее большие деньги. Отчасти интерес к мобильности мотивирует производителей выпускать компактные устройства, которыми можно комфортно пользоваться целый день. С этим можно связать появление iPhone 12 mini и выпуск его преемника 13 mini и тренд на снижение диагонали экрана в современных смартфонах. Компромиссным решением здесь оказывается складное устройство, которое можно развернуть и использовать как планшет, а затем сложить и поместить в карман.
В сегменте складных смартфонов за целый год не изменилось почти ничего. Застой в индустрии связан как с лидирующими позициями Samsung, так и с острым дефицитом компонентов. Ведущие производители смартфонов до сих пор с опаской смотрят на сегмент телефонов со сгибаемым экраном, не воспринимая эти футуристические устройства всерьез — судя по всему, как и потребители. В 2021 году Samsung продолжила выпуск серии складного флагмана Fold и раскладушки Flip. Также корпорация прилично заработала на устройствах с гибким дисплеем и сохранила первое место на рынке смартфонов. По данным Statista, за третий квартал корейская компания получила долю в 20,8 процента, опередив Apple и Xiaomi — 15,2 и 13,4 процента соответственно. Производитель держит первую строчку последние 10 лет.
Несмотря на то что объемы поставок складных аппаратов пока не очень большие, некоторые производители смартфонов уже не могут вложиться в растущую отрасль. В 2021 году блистала только Samsung — релизы аппаратов других брендов остались без внимания. По слухам, новый для себя сегмент хотела открыть Google, но отказалась из-за большой конкуренции. В компании также испугались растущего интереса к складным устройствам в Китае и активности местных производителей — Huawei, Xiaomi, Oppo.
Судя по всему, в будущем за рынок будут бороться Samsung и китайские компании. Apple, которая редко экспериментирует с форм-фактором смартфонов (устройства с большой диагональю появились в ее линейке только в 2014 году), по слухам, не спешит создавать свой складной девайс. Компания работает в этом направлении, но выйдет на рынок только через два-три года. Для американцев есть риск, что к этому времени предложение уже будет перенасыщено и придется пробиваться к потребителю. Например, как это было в случае умных колонок: с выходом своего девайса Apple опоздала и пока что имеет в сегменте смарт-спикеров чисто символическую долю.
Одним из главных событий индустрии в этом году традиционно оказалась презентация Apple. В 2020-м компания пострадала из-за пандемии и выпустила iPhone с задержкой. В этом году IT-гигант заранее учел задержки на производстве и показал новые девайсы в срок. Однако дефицит компонентов все равно повлиял на Apple: впервые за 10 лет партнеры корпорации Тима Кука не стали запускать дополнительное производство iPhone для удовлетворения предновогоднего спроса.
Выход флагманских моделей Apple образца 2021 года оставил двоякое впечатление. С одной стороны, новые смартфоны не оказались значительно лучше прошлогодних девайсов: топовые модели получили экран с частотой до 120 герц, новые режимы камеры и чуть увеличившуюся автономность. С другой, компания не стала поднимать цены — даже в России минимальная стоимость девайсов осталась на прежнем уровне.
Новое поколение правильнее назвать iPhone 12s, а не iPhone 13 — инженеры поработали над ошибками и добавили возможности, которые можно было добавить с помощью обновления софта. Не считая того факта, что в Apple наконец-то сделали 128 гигабайт базовым размером накопителя — 64 гигабайт категорически не хватало, чтобы уместить нужные приложения, музыку и фотографии с видео.
Возможно, так будет и в 2022, и в 2023 годах. Тем более, что в ближайшей декаде в компании произойдет несколько серьезных перемен. Во-первых, с поста руководителя должен уйти Тим Кук, принявший Apple от Стива Джобса 10 лет назад. Во-вторых, компания выйдет на рынок автомобилей, но пока никто точно не знает, в каком качестве. В-третьих, через пару лет весьма вероятен выход принципиально нового устройства — гарнитуры смешанной реальности (VR / AR). Это будет совершенно инновационный гаджет в сегменте потребительской электроники. Некоторые аналитики уже полагают, что MR-гарнитура заменит собой смартфон. А если так, то какой смысл ежегодно выпускать сильное поколение iPhone?
Если бы не пандемия, то стандарт 5G уже был бы распространен в большинстве развитых стран мира — так считает большинство аналитиков. Пока что связь пятого поколения существует либо в пилотном формате, либо работает только в главных мегаполисах мира. Провайдеры связи и исследовательские лаборатории уже изучают стандарт 6G, который должен появиться после 2030 года. По оценке агентства Juniper Research, уже к 2025 году совместимые с 5G устройства составят половину объема продаж смартфонов.
В 2021 году смартфоны с поддержкой 5G перестали быть дорогими. Теперь новый стандарт встречается во многих доступных устройствах стоимостью 300-500 долларов. В бюджетном сегменте гаджетов присутствуют 5G-модели практически всех брендов, занимающихся выпуском телефонов. Отдельная тема — Apple. Компания впервые представила устройства с поддержкой нового стандарта осенью 2020 года, сейчас эти модели подешевели и стали доступны большому количеству пользователей экосистемы американского IT-гиганта. Также распространению новой технологии способствовало удержание цены на iPhone 13 на уровне прошлогодних флагманов.
В начале приближающегося года аналитики предсказывают скачкообразное расширение пользователей 5G среди потребителей Apple. Это связано с выходом iPhone SE, который должен состояться в первом-втором квартале. Очевидно, что устройство — как и представленный весной 2020 года актуальный SE — окажется бестселлером. В этом поколении бюджетная модель выйдет с поддержкой 5G: по оценке JPMorgan, ее приобретут порядка 300 миллионов владельцев старых iPhone и около 1,4 миллиарда пользователей Android-гаджетов.
В 2021 году связь нового поколения оказалась одной из причин, по которой потребители решились на покупку нового устройства. Это поддержало индустрию, которую в течение последних двух лет потряхивает из-за нехватки рабочих рук на сборке смартфонов, дефицита полупроводников и нестабильной экономической обстановки в мире.
В уходящем году оказался близким к решению незаметный для рядового пользователя, но важный для индустрии вопрос самостоятельного ремонта гаджетов. Энтузиасты по всему миру долгие годы требовали от производителей техники и государств предоставить им право на домашний ремонт устройств. Выпускающие смартфоны, компьютеры, планшеты и другие гаджеты компании выступали против. Попытка отремонтировать телефон или починить компьютер находит сопротивление: производители грозятся судебными исками, лишением гарантии и вынуждают пользоваться собственными сервисными центрами. В экономике, которая построена на избыточном потреблении и частой замене гаджетов, право на ремонт кажется чем-то невероятным.
Так или иначе в ноябре Apple заявила, что открывает программу самостоятельного ремонта. Удивительно то, что первым это сделал производитель, у которого огромная сеть сервисных центров и строгие правила гарантийного обслуживания. Американская компания пообещала в скором времени предоставлять не только инструкции, но и компоненты для личного обслуживания iPhone и Mac. В будущем Apple планирует расширить программу до прочих гаджетов.
Вслед за Apple собственные программы уже запустили Xiaomi и Microsoft. Вероятнее всего, в 2022 году все большее количество игроков на рынке гаджетов разрешат самостоятельный ремонт или облегчат продажу совместимых запчастей. Например, до этого времени Apple распространяла запасные части для смартфонов и компьютеров только среди авторизованных сервисных центров — приобрести оригинальный экран или материнскую плату простому потребителю было нереально.
Тем не менее оттепель в отношениях между производителем и покупателем пока что не влияет на качество продукции. По оценке специалистов iFixit, большая часть продукции на рынке смартфонов и прочей мобильной техники до сих пор производится либо с расчетом на официальный ремонт, либо на замену дефектного аппарата. Подавляющее число телефонов на рынке собирается с применением большого количества клея, сложных защелок и проприетарных деталей. Даже если компания разрешила лично разбирать устройство, качественно совершить ремонт дома сможет лишь ничтожное количество потребителей.