Почти месяц в Канаде не утихают протесты. Локальная акция дальнобойщиков, которые выступили против новых карантинных ограничений, переросла в общенациональное движение и получила широкую общественную поддержку. В конце января автопробег «Конвой свободы» добрался до столицы страны и привлек внимание не только соседей из США, но и европейцев, которые выразили готовность присоединиться к протестам. Хотя манифестации в Канаде проходят мирно, власти обвиняют их участников в насилии и пропаганде ненависти, а также подозревают в получении финансирования из-за рубежа — в том числе из России. Почему протестные выступления одного профессионального сообщества нашли отклик у самых разных групп населения, какой ущерб они нанесли экономике и насколько опасны для властей — в материале «Ленты.ру».
«Верните нашу свободу!»
Противостояние канадских дальнобойщиков и властей продолжается уже почти месяц и, кажется, вряд ли прекратится в ближайшее время. Причиной протестов стали новые требования о вакцинации, принятые канадскими и американскими властями еще осенью 2021 года, согласно которым сделать прививку от COVID-19 обязан каждый гражданин страны, не имеющий официального медотвода. Впрочем, тогда сделали исключение для тех, кто занимается грузоперевозками — в частности, для дальнобойщиков, поскольку по всему миру и так продолжаются проблемы с поставками.
Действие этого исключения истекло 15 января 2022-го, так что канадским дальнобойщикам теперь нужно предъявлять справку о полной вакцинации, сидеть на карантине по две недели, а тем, кто не хочет, — увольняться. Доход многих дальнобойщиков напрямую зависит от количества выполненных рейсов, так что просидеть несколько недель взаперти — для них вариант крайне неблагоприятный. Кроме того, не все хотят делать прививку, хотя большинство дальнобойщиков все же вакцинировались.
По данным Альянса канадских грузоперевозчиков (Canadian Trucking Alliance), к началу протестов 83-87 процентов дальнобойщиков уже сделали прививки от COVID-19
Новые требования властей могут лишить работы и денег от 12 до 16 тысяч непривитых водителей. Поначалу именно они составляли ядро протестного движения, но постепенно к ним присоединились и другие категории граждан: убежденные антипрививочники (антиваксеры), сторонники правых идей и просто сочувствующие.
В конце января они объединились в движение «Автоколонна свободы», или «Конвой свободы» (Freedom Convoy). Его участники в знак протеста начали блокировать дороги и мосты, причем не абы где, а в крупнейших городах, в том числе в столице страны Оттаве.
Организаторы движения, впрочем, не имеют отношения к перевозкам: это певица Тамара Лич из города Медисин-Хат, обычно выступающая в барах, и продюсер подкастов Бенджамин Дихтер, дважды вакцинированный от коронавируса. Они объявили сбор средств в поддержку движения на нескольких краудфандинговых площадках и уже собрали около 10 миллионов долларов. При этом канадские власти заморозили счета некоторых участников и спонсоров протестов и аннулировали страховки дальнобойщиков, чьи грузовики используются в незаконных блокадах.
Участники конвоя написали обращение к правительству, в котором призвали отменить обязательную вакцинацию и COVID-паспорта, а также прекратить «нападки на тех, кто не согласен с пандемийными ограничениями». При этом ни одно из предложений дальнобойщиков не одобрил Альянс канадских грузоперевозчиков — даже просьбу позволить высказывать свое мнение противникам вакцинации. По словам представителей объединения, ограничения, которые так возмущают работников, в любом случае не отменят, так что всей отрасли придется адаптироваться и следовать закону.
Единственный способ пересечь границу на коммерческом грузовике или любом другом транспортном средстве — сделать прививку
22 января дальнобойщики из разных провинций страны начали собираться в автоколонны и направились в Оттаву, чтобы лично передать претензии правительству. Большая часть водителей и примкнувших к ним граждан Канады добрались до столицы 29 января. По разным данным, в город с населением чуть больше 900 тысяч человек прибыло до 3 тысяч фур, грузовиков и пикапов, что фактически парализовало трафик в столице.
6 февраля мэр Оттавы Джим Уотсон объявил о введении чрезвычайного положения. На усиление безопасности направили 1,8 тысячи дополнительных сотрудников правоохранительных органов (до этого в городе уже действовали 1,2 тысячи полицейских). Всего за две недели городская полиция задержала более 100 человек, оформила более 1,3 тысячи штрафов и возбудила около 80 уголовных дел.
Несмотря на это митинги продолжаются до сих пор: манифестанты в Оттаве танцуют, готовят барбекю, играют в хоккей и слушают музыку. После того как жители центральных районов столицы пожаловались на громкие звуки, суд провинции Онтарио наложил запрет на шум, фейерверки, разведение огня и работу двигателей машин на холостом ходу во время акции.
Пока водители были в пути, их требования расширились: теперь они хотят отмены всех связанных с пандемией ограничений, а также отставки премьера Джастина Трюдо. Кроме того, пока автоколонна добиралась до Оттавы, подобные движения появились и в других странах. Наиболее масштабные акции прошли в Новой Зеландии, Нидерландах, США, Австралии, Франции и Великобритании. По примеру канадцев местные митингующие организовали автоколонны, которые переезжают из города в город по направлению к столице, где блокируют улицы у зданий парламента и выдвигают свои требования. Главный лозунг движения в каждой стране — «Верните нашу свободу».
Большие потери
Хотя канадским протестам еще нет и месяца, они уже серьезно отразились на экономике страны. Малый и средний бизнес Оттавы уже несет потери: 75 процентов заведений в центре столицы фактически лишились дохода, причем почти половине (48 процентов) пришлось закрыться на время протестов, чтобы избежать стычек с протестующими. По данным канадского CityNews, одной только полиции города протесты ежедневно обходятся в 800 тысяч долларов.
Протесты не прошли бесследно не только для Канады, но и для соседних США. В начале февраля митингующие на фурах и автомобилях заблокировали погранпереход на мосту Амбассадор между городами Детройт (США) и Уинсор (Канада).
Через мост Амбассадор проходит 27 процентов грузовых торговых перевозок между Канадой и США. Ежедневно по этому мосту перевозят грузов на сумму около 315 миллионов долларов
Он был закрыт на протяжении шести дней, и за это время сразу несколько автомобильных концернов объявили о частичном или полном закрытии заводов по обе стороны границы, в их числе Ford, GM, Toyota, Honda и Stellantis. Причина — перебои в поставках запчастей из-за блокировки моста. Остановка движения на мосту создала серьезные проблемы и для транзита сельскохозяйственной продукции.
Полиции удалось разблокировать мост только 13 февраля, после того, как президент США Джо Байден призвал канадские власти как можно скорее разрешить ситуацию и посоветовал использовать федеральные силы для разгона несогласных.
Когда вооруженные силовики приехали на мост, там стояло около сотни машин: пикапы, внедорожники и фургоны, украшенные канадскими флагами, антипрививочными лозунгами и ругательствами в адрес Трюдо. «Я надеялся, что это не закончится вот так. Я думал, нам позволят продолжать мирные акции протеста», — рассказал репортерам один из протестующих по имени Тайлер Кок, когда полиция уже разогнала людей.
На мосту остались только самые стойкие: многие из тех, кто разбил лагерь, быстро поняли, что ночевать там слишком холодно.
достигла температура воздуха 13 февраля, когда с моста Амбассадор согнали последних протестующих
Полиция не сообщила, сколько конкретно людей были задержаны. Источники BBC News уточнили, что их число достигает сотни.
Хотя за последние недели Трюдо не раз критиковали за нежелание жестко разогнать протестующих и применить вооруженные силы, нельзя сказать, что он сидел сложа руки. Премьер Канады объявил, что собирается дать банкам полномочия без решения суда замораживать личные счета всех, кто связан с протестами, и предоставить федеральному правительству «широкие полномочия по наведению порядка».
Помочь прекратить протесты может применение закона о чрезвычайном положении, который расширяет полномочия федерального правительства. Теперь власти могут запретить «любые публичные собрания, которые могут привести к нарушению общественного порядка», и вводить санкции против компаний, фуры которых будут замечены на акциях.
Эксперт клуба «Валдай», программный менеджер Российского совета по международным делам (РСМД) Наталья Вяхирева в разговоре с «Лентой.ру» рассказала, что суммарный объем экономических потерь будет зависеть от того, насколько оперативно властям удастся остановить протесты. По ее мнению, крупные штрафы и другие меры наказания — 100 тысяч долларов или тюремное заключение за незаконное блокирование дорог, мостов, пешеходных зон и других важнейших объектов инфраструктуры — поумерят пыл многих протестующих.
Иностранное вмешательство
Протесты выявили множество страхов, царящих в обществе. В надежде остановить демонстрантов власть и лояльные ей политологи как только ни обличали участников акции. С самого начала Трюдо назвал протестующих маргинальным меньшинством, хоть и признал, что пандемия и впрямь «уже всех достала».
Это небольшое маргинальное меньшинство, которое едет в Оттаву, разделяет неприемлемые взгляды и не представляет взгляды [большинства] канадцев
Вскоре глава правительства обвинил протестующих в попытках «распространить ненависть и насилие в отношении сограждан», хотя полицейские не фиксировали серьезных нарушений.
Власти возмущало то, что протестами воспользовались сторонники крайне правых взглядов. Некоторые демонстранты действительно вышли с флагами, на которых была изображена свастика, и флагами Конфедерации.
Некоторые канадские политологи сочли происходящее анархизмом, хаосом и потворством ненавистническим настроениям. С этим согласился Трюдо: «[У канадцев] есть право протестовать мирно, но нет права протестовать с применением насилия и распространять ненависть. Мы не уступим тем, кто вывешивает расистские флаги».
Опасение некоторых экспертов вызывала якобы хорошая подготовка протестующих. Как отмечали собеседники канала CBC, среди манифестантов, вероятно, есть люди «с военным опытом или опытом работы в полиции». «Все это напоминает военную операцию», — заявил профессор криминалистики Университета Оттавы Майкл Кемпу.
Самым громким стало обвинение протестующих в поддержке из-за рубежа. По утверждению хакеров, взломавших один из краудфандинговых сайтов «Автоколонны свободы», из 93 тысяч денежных переводов около 52 тысяч были сделаны с территории США, еще примерно 2 тысячи — из Великобритании. Причем некоторые взносы поступили от государственных служащих.
Один из хакеров заявил, что деньги из-за рубежа финансировали экстремизм в стране. Позже с таким обвинением выступил и Трюдо. «Эти незаконные блокады активно подпитываются лицами из США и других стран мира», — заявил политик, обвинив протестующих в незаконной и опасной деятельности и призвав людей разъехаться по домам.
Дошло до того, что некоторые эксперты увидели в протестах российский след. «Российская стратегия всегда заключалась в разделении, верно? В том, чтобы сеять инакомыслие изнутри», — пояснила свою позицию политолог Бессма Момани. По ее мнению, Россия, как правило, «пытается доказать нестабильность демократических систем». Впрочем, Момани не привела конкретных примеров, которые можно было бы считать свидетельством такого вмешательства.
Грядущий раскол
Ситуацией попыталась воспользоваться и оппозиция. В частности, лидер Новой демократической партии Джагмит Сингх выпустил обращение к главе правительства и призвал его как можно скорее начать обсуждение текущего кризиса.
В ответ Трюдо подчеркнул, что канадцы сами согласились пойти на меры борьбы с пандемией, предложенные властями, а теперь зачем-то их оспаривают.
Вяхирева указывает, что премьер прав. Она напомнила, что вопрос об антиковидной политике был поставлен на голосование на внеочередных парламентских выборах, которые состоялись менее полугода назад. Тогда население действительно проголосовало за Либеральную партию, которую возглавляет Трюдо, и ее программу мер по борьбе с пандемией COVID-19. «Либералы были заинтересованы получить вотум доверия населения на продолжение предпринимаемых ими мер. И они его получили, хотя и с оговоркой: партия одержала победу на выборах, но смогла сформировать лишь правительство меньшинства со 159 местами в парламенте», — рассказала эксперт.
Официальной оппозицией по итогам досрочных выборов, прошедших осенью 2021 года, стала Консервативная партия, которой досталось 119 мест. При этом по количеству голосов избирателей консерваторы второй раз подряд (до этого — в 2019-м) обошли либералов, получив 33,7 процента голосов против 32,6 процента, отданных за противников. Но поскольку правительство избирают путем одномандатного мажоритарного голосования, это число сторонников консерваторов не помогло им одержать победу.
В реальности политика либералов не имеет абсолютной поддержки у населения. На фоне протестов усиливается противостояние между Либеральной и Консервативной партией Канады... Но правительство либералов во главе с Трюдо не планирует пересматривать принятые и обсуждаемые антиковидные меры
Тем не менее протестующие уверены, что им удастся добиться выполнения своих требований. Бенджамин Дихтер считает, что правительство серьезно недооценивает решимость дальнобойщиков и их сторонников. Ведь отчасти усилия манифестантов увенчались успехом: начальник полиции Оттавы Питер Слоли признал, что не может восстановить порядок, и ушел в отставку. А в ряде случаев власти на местах действительно начали ослаблять антиковидные меры (правда, независимо от протестов): например, в провинции Саскачеван отменили паспорта вакцинации и обязательное ношение масок, а в Онтарио разрешили открыть рестораны и большинство спортивных комплексов.
Решимость протестующих подкрепляется и огромной поддержкой в интернете: по данным Института стратегического диалога, на которые ссылается издание Politico, с 22 января по 5 февраля в Facebook было опубликовано более 7 тысяч постов с упоминанием протестов канадских дальнобойщиков, они собрали почти 10 миллионов комментариев и лайков.
Между тем рейтинг одобрения Трюдо медленно, но верно падает: в январе он составлял около 42 процентов, а в середине в февраля упал до 40 процентов.
выступают против политики премьера Джастина Трюдо (в январе показатель составлял 53 процента)
Проблемы правительству создает и смена лидера Консервативной партии: Кэндис Берген пришла на смену экс-лидеру Эрин О'Тул менее месяца назад. С прошлым лидером консерваторов у Трюдо действовал пакт о двухпартийном согласии: противники обязались следовать политике обязательной вакцинации и не раскачивать лодку в парламенте. Берген уже поддержала протестующих и пообещала сделать все, чтобы отменить коронавирусные ограничения.
Позиция Берген может создать угрозу для премьера, считает главный научный сотрудник института США и Канады Владимир Васильев. По его словам, в конечном счете это может привести к отставке Трюдо.
Впрочем, Наталья Вяхирева с этим не согласна. По ее словам, несмотря на падение рейтингов и обещания ряда протестующих оставаться на улицах до тех пор, пока премьер не уйдет в отставку, Трюдо вряд ли лишится своей должности. При этом эксперт допускает, что его рейтинг может снизиться еще сильнее, а внутри Либеральной партии усилится раскол.
***
Пока нет оснований полагать, что протестующие канадцы покинут улицы Оттавы и разойдутся по домам, но и рассчитывать на их победу не приходится. Правительство не собирается идти даже на частичные уступки, не говоря уже о том, чтобы полностью отказаться от коронавирусных ограничений или сменить премьера.
Но ситуацию не назовешь выигрышной для властей. Дело не только в падении рейтингов Трюдо и миллионах долларов, которых лишается канадская экономика, но и в атмосфере недоверия, которую выявили события последних недель. Она не возникла из воздуха и вряд ли напрямую связана с конкретными протестами: в пособничестве человеконенавистническим идеям обвиняли и тех, кто выходил протестовать против результатов президентских выборов 6 января 2021 года.
Проблема — в общественном расколе, из-за которого канадцы начинают искать русских шпионов, иностранных спонсоров протестов и фашистов среди таких же, как они, людей. Коронавирусные ограничения или политические события в очередной раз провоцируют общество разделиться на лагеря. Причина происходящего, вероятно, гораздо глубже. Возможно, властям страны стоит сосредоточиться на том, чтобы найти ее и устранить, ведь иначе общественный и политический раскол может зайти слишком далеко.