Сборная России по фигурному катанию активно готовится к новому сезону: чуть больше чем через неделю состоятся контрольные прокаты юниоров, а в сентябре — взрослых. В сети постоянно публикуют видео тренировок лучших спортсменов, которые восстанавливают технический контент после межсезонья. И скандалы, столь свойственные этому виду спорта, продолжают случаться: тренеры ругаются с журналистами, а те не прекращают искать инсайды. В общем, все как всегда — несмотря на то, что Россия отстранена от международных стартов и заранее лишена большей части квот чемпионата мира. О текущей ситуации в отечественном фигурном катании, причинах новых спорных решений Международного союза конькобежцев (ISU) в отношении россиян и соревновательных перспективах наших спортсменов — в материале «Ленты.ру».
3 августа ISU на своем сайте объявил: в случае допуска к чемпионату мира-2023 сборная России сможет подать только одну заявку на участие в каждом виде программы. Это касается как взрослых, так и юниоров. Таким образом, квота россиян на мировом первенстве сократилась втрое: раньше страна имела максимальное количество заявок — по три.
Количество участников на следующем первенстве определяется по результатам предыдущего: ранее россияне ежегодно занимали призовые места или были рядом с пьедесталом во всех видах, поэтому получали максимальное количество квот. Однако от ЧМ-2022 Россию отстранили, а то, что турнир фигуристы пропустили не по своей воле организаторы учитывать не стали.
В России эту новость встретили с возмущением. Александр Жулин, наставник Синициной и Кацалапова, в комментарии РБК заявил, что теперь, в случае допуска, на возвращение к прежним позициям сборной потребуется немало времени. «Мы потеряли целое поколение талантливых фигуристок из-за действий ISU. Возможно ли будет в дальнейшем вернуть максимальную квоту? Так скажу: для начала нам нужно, чтобы нас вернули. А на это уйдет пара лет, плюс еще несколько лет, чтобы вернуть позиции. Ситуация плохая», — подчеркнул он. А заслуженный тренер СССР Татьяна Тарасова назвала случившееся произволом. «Конечно, можно это решение оспаривать, но что мы получим, неизвестно», — добавила она в беседе с «Р-Спорт».
Апеллировать к этому вердикту ISU действительно бессмысленно. Рассматривать нужно вопрос правомерности отстранения россиян от ЧМ, но не распределения квот, на которые влияет исключительно балльная система. Как заметила заслуженный тренер СССР Тамара Москвина, регламент ISU универсален для всех и предвзятости в решении союза нет. «Если бы на нашем месте была любая другая страна, даже Канада или США, она попадала бы под те же правила», — заключила она в комментарии ТАСС.
Для возвращения к прежним позициям после допуска российской команде понадобится минимум один турнир. Для получения всех квот назад нужно, чтобы отечественные фигуристы в каждом виде завоевали золото или серебро.
5 августа ISU также отверг предложение тренера Этери Тутберидзе заморозить мировые рейтинги и не разыгрывать титулы на международных турнирах в отсутствии россиян. «Решение ISU относительно мирового рейтинга и мирового зачета имеет постоянную силу и будет применяться в течение сезона-2022/2023», — отметили в организации.
Одной из первых на решение ISU отреагировала Татьяна Тарасова, которая призвала других российских тренеров присоединиться к Тутберидзе и выступить с аналогичными требованиями. «Без наших самых сильных девочек занимать первые места — это просто аморально. Надо знать, что твой соперник сильнее, но такого, увы, не хотят видеть. Когда все катаются среди сильных, то стать сильнейшим среди них престижнее и достойнее. Борьбу и соперничество хотят убрать. Зачем просто так кататься?» — заявила она Sport24.
В ходе тренировки группы Тутберидзе, которую посетила Тарасова и о которой снял сюжет Первый канал, специалисты также обменялись мнениями о текущей ситуации. «Та же Соня Акатьева (15-летняя юниорка, обладательница двух золотых медалей серии Гран-при — прим. «Ленты.ру»), наверное, была бы уже чемпионкой мира среди юниоров. А она — никто. Без титула, без ничего. Этим спортсменам надо здесь и сейчас. А нам завтрашний день не обещан», — заметила Тутберидзе.
Вряд ли тренер рассчитывала, что ее позиция понравится руководителям мирового спорта. Более того, даже в России ее поступок оценили неоднозначно: например, по мнению депутата Госдумы Ирины Родниной, таким образом Тутберидзе просто привлекает внимание. «Это восклицание в воздух. Если о себе надо напомнить — флаг ей в руки. Это просто сотрясание воздуха, это никак не повлияет на ситуацию», — цитирует ее «Матч ТВ».
Высказывания такого рода действительно не способны вернуть сборную на международную арену, это скорее крик отчаяния. А заморозка рейтингов в такой ситуации еще и обнуляет достижения спортсменов из других стран, которые не имеют отношения к бану отечественных фигуристов и продолжают соревноваться. Хотя при прочих равных большинство из них, конечно, остается слабее россиян (особенно, если речь об одиночницах).
Вообще, почти все новости последних недель в фигурном катании были связаны с Тутберидзе. Главным образом обсуждались ее периодические отъезды в США. Предположительно, Этери помогала устроиться только что сменившим тренера Диане Дэвис, ее дочери, и Глебу Смолкину — танцевальной паре, участникам Олимпиады в Пекине. Ничего плохого в самих поездках нет, однако свои передвижения специалист особенно не афишировала, и эта скрытность подогревала интерес.
Сначала прошел слух, что тренер не прочь остаться в Америке, потом — что спортивное гражданство готовы сменить Дэвис и Смолкин. И то, и другое Тутберидзе и спортсмены отрицали, хотя реагировали не слишком оперативно, позволяя болельщикам и журналистам спекулировать на теме.
В конце концов, когда сообщили о третьем отъезде, Тутберидзе не выдержала и оскорбительно высказалась в адрес портала Sports.ru и телеканала «Матч ТВ», которые транслировали информацию. «Они давно завоевали звание туалетного чтива. Прочтение одних заголовков уже улучшает перистальтику», — написала она в соцсетях. В тот же день тренер выложила видео из «Хрустального» — якобы в подтверждение, что находится в Москве.
Насколько реакция Тутберидзе на работу журналистов уместна — вопрос спорный. Важно, что она идет вразрез с образом Снежной королевы, который тренер специально или случайно создавала на протяжении долгих лет. Мнения болельщиков также разделились: одни посчитали, что правильнее было молчать, вторые поддержали специалиста. Как и Татьяна Тарасова, призвавшая оставить Тутберидзе в покое.
Но ведь причина, по которой поездки тренера за океан вызвали такой резонанс, более чем понятна. Зачем ей, элитному по меркам всего мира специалисту, работать в России в условиях отстранения от всех престижных турниров? Но с другой стороны, у Тутберидзе огромная группа, перевезти которую куда бы то ни было — серьезная проблема. Да и о смене спортивного гражданства фигуристы «Хрустального» пока, по собственным признаниям, не думают.
Итак, перспективы российских спортсменов и тренеров пока выглядят печальными. Вслед за контрольными прокатами начнутся этапы Кубка России и подготовка к национальному чемпионату. Прежде он был отбором на Европу и мир, а теперь сам станет главным стартом сезона. Может быть, федерация организует еще пару коммерческих турниров, но на этом — все. Жизнь в российском фигурном катании бьет ключом вопреки, но именно поэтому следить за ней по-прежнему интересно.