Бывший СССР
00:20, 20 сентября 2023

Армения растеряла всех союзников в конфликте с Азербайджаном. Чем завершится новая битва за Нагорный Карабах?

Эксперт РСМД: ошибки Армении создали условия для наступления Баку в Карабахе
Дмитрий Плотников
Дым в окрестностях Степанакерта в Нагорном Карабахе
Фото: Айк Арутюнян / РИА Новости

Спустя три года после завершения очередного вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе казалось, что карабахский кризис все-таки будет разрешен дипломатическим путем. Премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев провели множество встреч при международном посредничестве и высказывали пусть и сдержанный, но оптимизм касательно подписания мирного договора. Однако в сентябре ситуация снова накалилась, в Карабах потянулись колонны азербайджанской военной техники, отмеченной тактическими знаками для узнавания своих на поле боя. После нескольких дней взаимных упреков в недоговороспособности в Карабахе вновь зазвучали пушки, а Баку объявил о начале военной операции. Почему карабахский конфликт разгорелся с новой силой и придет ли в регион долгожданный мир после очередной эскалации, разбиралась «Лента.ру».

Нарыв прорвался

Свои действия Азербайджан называет локальной антитеррористической операцией. Баку объявил, что она проводится с целью «нейтрализации армянской военной инфраструктуры, обеспечения безопасности мирного населения и восстановления конституционного строя Азербайджана». В Минобороны страны подчеркнули, что гражданские объекты и мирное население целями не являются. По заявлениям ведомства, азербайджанские военные «с применением высокоточного оружия на передней линии и в глубине выводят из строя позиции формирований Вооруженных сил Армении, их долговременные огневые точки, а также боевые средства и объекты военного назначения».

МИД Азербайджана выступил с заявлением, что единственным способом достижения мира и стабильности в Нагорном Карабахе является полный вывод армянских вооруженных сил из региона и роспуск правительства непризнанной республики. Минобороны Армении в ответ заявило, что в Карабахе давно нет формирований армянской армии.

Согласно официальной позиции Баку непризнанная НКР является оккупированной армянами территорией и под армянскими вооруженными силами Азербайджан подразумевает и собственную армию НКР. В Ереване же разделяют армию НКР и армию Армении. При этом Армения является гарантом безопасности НКР и официально оказывает республике военную помощь согласно Бишкекскому протоколу от 1994 года

Минобороны непризнанной НКР сообщило, что Азербайджан нарушил режим прекращения огня по всей линии соприкосновения и наносит ракетно-артиллерийские удары. Под обстрелом находится, в частности, Степанакерт. Уже есть погибшие и раненые.

К вечеру вторника Министерство обороны России выпустило заявление по поводу ситуации в Нагорном Карабахе. В нем говорится, что российские миротворцы начиная с полудня фиксировали «многочисленные факты нарушения режима прекращения огня с азербайджанской стороны по всей линии соприкосновения». Вместе с тем командование российского миротворческого контингента призывает стороны конфликта к немедленному прекращению огня, принятию мер по деэскалации обстановки и продолжению переговорного процесса.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян созвал экстренное заседание Совета безопасности. Он заявил, что Баку начал этнические чистки армян Нагорного Карабаха и хочет вовлечь Ереван в боевые действия, однако правительство Армении не будет «делать никаких непросчитанных, резких и авантюрных действий». Одновременно в Ереване началась акция протеста с требованием к властям отреагировать на атаку Азербайджана. Участники акции перекрыли несколько улиц.

Протестующие требуют от Пашиняна более решительных действий по защите армянского населения региона, ряд оппозиционеров призывает к отставке премьера. Критика политики Пашиняна в отношении НКР и обвинения премьер-министра в предательстве национальных интересов звучат в Армении с тех пор, как в ноябре 2020 года завершилось очередное обострение в Нагорном Карабахе. Тогда Азербайджан и Армения при посредничестве российской стороны заключили соглашение о прекращении огня, согласно которому непризнанная Нагорно-Карабахская республика потеряла значительные территории, оставшиеся под контролем Баку.

В беседе с «Лентой.ру» эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Алексей Наумов напомнил, что армянская сторона не выполнила свою часть обязательств по разоружению вооруженных сил в Нагорном Карабахе, которые взяла на себя по соглашениям 2020 года. «Их официальная позиция в том, что в Карабахе нет никаких незаконных вооруженных отрядов», — говорит он.

Международная реакция на возобновление боевых действий оказалась сдержанной. В Кремле заявили, что обеспокоены «резкой эскалацией напряженности и началом боевых действий». По словам Дмитрия Пескова, пресс-секретаря президента РФ, Москва находится в контакте с армянской и азербайджанской сторонами, а российские военные «сейчас работают с тем, чтобы повернуть процесс урегулирования в политико-дипломатическое русло».

Западные страны тоже ограничиваются лишь заявлениями. ЕС призвал к немедленному прекращению боевых действий, чтобы «создать благоприятную среду для переговоров о мире и нормализации», а Франция потребовала созвать экстренное заседание Совбеза ООН.

Звезды сошлись

То, что азербайджанская армия превосходит вооруженные силы Армении по военной мощи, было очевидно еще после войны 2020 года, однако в современных реалиях одной только силы для реализации стоящих перед Баку задач было недостаточно, необходимо было дождаться правильного геополитического момента. Ильхам Алиев уже неоднократно показывал, что умеет дожидаться таких моментов и правильно ими пользоваться. Международная обстановка сейчас благоприятна для Баку.

Дипломатические ошибки Еревана оставили Армению фактически без союзников: старые альянсы уже разрушены, а новые еще не выстроены. В последние месяцы и отношения со своим главным союзником — Москвой — Ереван заметно испортил. В частности, планы Никола Пашиняна провести совместные учения с США вызвали очень резкую реакцию с российской стороны.

По мнению эксперта РСМД Алексея Наумова, попытка наладить сотрудничество с Брюсселем и Вашингтоном была вызвана не тонким стратегическим расчетом, а отчаянием. В беседе с «Лентой.ру» он выразил мнение, что Пашинян оказался в безвыходной ситуации, когда дальнейшая борьба за Карабах не могла продолжаться, но окончательно отказываться от поддержки непризнанного государства он не мог. «Поэтому он принялся судорожно искать как можно большее число посредников и заступников и естественным образом вышел на Брюссель и Вашингтон», — говорит Наумов.

При этом Брюссель и Вашингтон, на которые сейчас стремится переориентироваться Армения, сфокусированы на военной, дипломатической и финансовой поддержке Украины и попросту не потянут второй фронт. Армения могла бы рассчитывать, что новые союзники окажут на Азербайджан дипломатическое и санкционное давление, но это тоже маловероятно.

Дело в том, что в нынешних условиях Баку — важный элемент энергетической безопасности Европы. Азербайджанский газ частично компенсирует резкое сокращение поставок российского. Азербайджан поставляет газ из своего месторождения Шах-Дениз в европейские страны через «Южный газовый коридор» с 2018 года. Изначально проект предусматривал экспорт всего 16 миллиардов кубометров газа в год, из которых в Европу (Балканские страны и Италию) предполагалось отправлять лишь 10 миллиардов.

Объемы ежегодно растут, и, едва достигнув полной проектной мощности в 2022 году, Баку заявил о планах увеличить поставки вдвое. Разумеется, пока азербайджанские показатели даже близко несравнимы с прежними объемами поставок «Газпрома» в Евросоюз — 170-180 миллиардов кубометров в год. Но для Южной Европы с ее относительно невысоким потреблением даже такой объем имеет значение.

Пожар расползается

Реальность сейчас такова, что вопрос стоит не в возможности ополчения НКР или даже ВС Армении удержать Карабах, а в том, удержится ли конфликт в международно признанных границах Азербайджана.

Еще по итогам второй карабахской войны предполагалось полное открытие границ в регионе. Азербайджан тогда выдвинул идею реализации инфраструктурного проекта в принадлежащем Армении Зангезурском коридоре. Это позволило бы Баку не только получить связь со своим анклавом в Нахичевани, но и заработать немало денег на транзите товаров между Турцией и странами Средней Азии.

Однако переговоры вскоре застопорились. Уже весной 2021 года Никол Пашинян указал, что в трехстороннем заявлении о прекращении огня не упоминается ни «Зангезур», ни слово «коридор» и что «соглашение касается только разблокирования региональных коммуникаций. В Баку отреагировали резко и пригрозили добиться выполнения условий соглашения силой.

Разумеется, операция в НКР, независимость которой не признает даже Армения, и боевые действия на международно признанной территории самой Армении, к которой относится регион Зангезур, — это не одно и то же. Во втором случае реакция и Запада, и России будет куда более жесткой.

Свои интересы в Зангезуре есть и у Ирана. Исламской Республике жизненно важно не допустить в регионе укрепления влияния Турции — ближайшего союзника Азербайджана. Также Тегерану важно сохранить для себя исключительное положение «окна в мир» для Армении, логистика которой заблокирована Азербайджаном и Турцией. Есть у Баку и Тегерана и свои противоречия, связанные с проживанием в Иране крупной азербайджанской диаспоры.

Любые попытки установить контроль над Зангезурским коридором приведут не только к проблемам с Западом и Россией, но и к гипотетическому столкновению с Ираном в случае, если у азербайджанского руководства на фоне стремительно идущей операции в Карабахе начнется «головокружение от успехов». Однако эксперт РСМД Алексей Наумов считает, что подобное развитие событий маловероятно.

В беседе с «Лентой.ру» он подчеркнул, что в интересах Азербайджана освободить только ту территорию, которая принадлежит ему согласно международному праву. По мнению эксперта, единственный вариант, при котором Зангезурский коридор может быть задействован в рамках нынешней операции, это занятие его азербайджанскими силами и передача под контроль ФСБ России, как это предусмотрено Трехсторонними соглашениями 2020 года. «Но Россия просто вернет эту территорию под контроль Армении», — считает Наумов.

Еще одним маловероятным сценарием переноса боевых действий на территорию Зангзура эксперт называет полноценное вступление в бой ВС Армении.

Общий интерес

В разрешении Карабахского вопроса заинтересованы практически все страны региона. Интерес Азербайджана понятен — решить наиболее острый геополитический вопрос, стоящий перед страной с первых дней независимости. Это и укрепит власть Ильхама Алиева, и поднимет статус Азербайджана на Южном Кавказе. Страна сможет сосредоточиться на экономическом развитии.

Последнее верно и для Армении. Любые политические решения Еревана в период независимости были скованы Карабахским вопросом. Армения не могла признать республику или включить ее в свой состав, но не могла и отказаться от поддержки карабахских армян. Это вынуждало Ереван отказываться от партнерства с теми странами, которые не поддерживали этот курс. Кроме того, любое обострение в Карабахе приводило к внутренней нестабильности в самой Армении. Победив на поле боя в девяностые, Ереван, по сути, оказался заложником своей победы, не имея возможности воспользоваться ее политическими плодами и поставить точку в Карабахском кризисе. Этот вопрос тяготит страну и мешает заниматься внутренними делами и кризисами в экономике и политике.

Еще весной в Праге на переговорах с Алиевым Пашинян заявил, что готов признать Нагорный Карабах частью Азербайджана при условии обеспечения безопасности армянского населения в регионе. Незадолго до эскалации в регионе об этих заявлениях вспомнил и президент России Владимир Путин, отметив, что в таких условиях карабахский вопрос, по сути, становится внутренним делом Азербайджана. «Армянское руководство, по существу, признало суверенитет Азербайджана над Карабахом. Это ключевая составляющая всей проблемы. Статус Карабаха определила сама Армения», — сказал президент России на Восточном экономическом форуме (ВЭФ).

Разрешение многолетнего кризиса в регионе выгодно для России. Азербайджанская операция может оттолкнуть Армению от новых западных союзников, а Азербайджан в последние полтора года стал важным торговым партнером России. Через Азербайджан Россия успешно продает свою нефть — и произведенные из нее на азербайджанских заводах нефтепродукты не подпадают под санкции. 

Эксперт РСМД Алексей Наумов считает, что свою задачу в регионе российская миротворческая миссия выполнила, оттянув очередное — и неизбежное — обострение конфликта на несколько лет. «Конечно, сторонники независимости НКР будут говорить, что Россия потеряла авторитет, допустив боевые действия. Но три года присутствия российских миротворцев дали возможность армянскому населению Карабаха получить гражданство Азербайджана или уехать в Армению», — говорит он.

Завязанный сто лет назад узел геополититических противоречий в Карабахе близок к своей развязке. Все стороны внимательно смотрят за ходом конфликта, чтобы вынести из него как можно больше приобретений. Его заложником остается лишь одна сторона — карабахские армяне. Их привычная жизнь точно будет разрушена, и выйти из ситуации в плюсе они не смогут.

< Назад в рубрику