Женщины по всему миру зарабатывают меньше мужчин. Почему так происходит и когда это изменится?
Мир стремительно меняется. А вместе с ним и кадровая политика больших и маленьких компаний. Они все чаще стараются придерживаться корпоративной политики разнообразия и инклюзивности — как расовой, религиозной, культурной и возрастной, так и гендерной. Изменение подхода к найму сотрудников позволило женщинам все чаще занимать высокие должности и освоить новые специальности, став заметной экономической силой. Вот только говорить о достижении гендерного равенства пока рано. В большинстве случаев мужчинам все еще готовы платить значительно больше. Как изменить ситуацию? Сколько времени нужно чтобы окончательно покончить с гендерным разрывом?
Экономист Клаудиа Голдин, которая в 2023 году получила нобелевскую премию по экономике, нашла объяснение существующей разнице в зарплатах у сотрудников разных полов. Она доказала, что кадровая дискриминация связана с биологическими особенностями женщин — способностью рожать. Уходя в декрет, они пропускают сразу несколько повышений зарплаты и карьерных скачков.
Женщины остаются более уязвимыми финансово, чем мужчины
Кроме того, Голдин обратила внимание и на еще одну закономерность — разрыв в доходах мужчин и женщин начал сокращаться в 1960-х годах, что совпадает по времени с появлением противозачаточных таблеток. По ее мнению, именно революционный способ контрацепции позволил женщинам заниматься карьерой в молодости. При этом образование и выбор профессии на рост доходов почти не влияли.
Самое поразительное, что за десятки лет эта тенденция не исчезла. Разрыв в доходах наблюдается у сотрудников обоих полов, которые работают даже в одной и той же сфере. А возникает он с появлением первого ребенка у женщин. Даже выйдя из декрета, сотрудницам приходится чаще уходить с работы или трудиться не полный день, чтобы у них было больше времени на домашние дела.
Кроме того, работницы оказываются более уязвимыми финансово. По данным компании Fidelity Investments, в денежных вопросах стресс испытывают 93 процента американок. Некоторые из них вынуждены оставаться в нездоровых отношениях из-за нестабильности заработка и отсутствия накоплений.
Женщинам приходится отказываться от карьеры
Мешают и стереотипы. Существует так называемый «штраф за материнство»: менее выигрышное положение матерей на рынке труда по сравнению с бездетными. Работодатели считают, что женщины с несовершеннолетними детьми менее мотивированы и сосредоточены на служебных обязанностях, к тому же, могли растерять часть квалификации во время декретного отпуска.
Для мужчин же, напротив, доходы с появлением семьи и детей только растут, отмечает Голдин. Такая ситуация негативно влияет не только на женщин, которые часто вынуждены отказываться от карьеры, но и на мужчин — они проводят мало времени с близкими. Экономист считает, что решить проблему можно, если сами люди преодолеют гендерные предубеждения, а государства будут больше помогать семьям с детьми.
Но все это в теории. В реальности же в США за последние 20 лет гендерный разрыв почти не изменился. Ежегодно работающие американские женщины теряют почти 1,6 триллиона долларов.
Если доходы мужчин и женщин все же сравняются, это принесет мировой экономике 7 триллионов долларов. Однако аналитики рейтингового агентства Moody's считают, что на достижения этой цели миру потребуется более 132 лет.
Зарплаты женщин в России ниже мужских
По словам заместителя министра труда и социальной защиты Елены Мухтияровой, женщины составляют почти половину от всей рабочей силы в нашей стране — один из самых высоких показателей в мире. При этом, каждая четвертая соискательница сталкивается с ситуацией, когда на собеседовании компания предпочитает ей мужчину с аналогичным опытом и квалификацией.
Впрочем, как отмечают в Минтруде, мамы в декрете могли бы удовлетворить спрос на рынке труда. «Не видел в базе данных “Работа в России” указаний в запросе работодателей в описании вакансии “Хотим только мамочек молодых”. Но уверен, что под те требования, которые выдвигают работодатели, есть многие мамочки, которые находятся дома и имеют возможность при своих знаниях, навыках и наличии свободного времени удовлетворить запрос работодателя», — говорит министр труда России Антон Котяков.
Этому в том числе может способствовать национальный проект «Кадры», который запустится с 2025 года и будет включать в себя меры по привлечению в экономику отдельных категорий потенциальных работников, в том числе выходящих из декрета мам, людей с ограниченными возможностями, молодежь и лиц старшего возраста.
Во многом гендерная проблема связана с устоявшимися в стране делением профессий на «мужские» и «женские», а уровень дохода в них сильно отличается. К отраслям с высокой оплатой труда относятся информация и связь, строительство, добыча полезных ископаемых, и 65 процентов сотрудников в них — мужчины. При этом в сферах с невысокими доходами (например, в общепите, торговле, образовании и уходе за больными) заняты 11,5 миллиона россиянок и только 3,2 миллиона российских мужчин.
Впрочем ошибочно полагать, что россиянки не заинтересованы в карьере. Наоборот, по существующим данным, они больше вовлечены в работу.
Пытаясь балансировать между семьей и карьерой, россиянки чаще выбирают вакансии на неполный день или с гибким графиком, но с меньшей зарплатой. В 2023 году их зарплатные ожидания оказались на 42 процента ниже по сравнении с мужскими — 52 против 74 тысяч рублей, подтверждают рекрутеры.
При этом мужчинам по-прежнему легче построить карьеру — так считают 63 процента россиян, рассказали в Ассоциации менеджеров.
И если на работе по найму женщины все же имеют шанс достичь успеха, пусть и зарабатывая на аналогичных позициях меньше мужчин, то другой их труд никогда не будет оплачен. Ведение домашнего хозяйства, организация быта и забота о семье — эти обязанности как правило ложатся именно на хрупкие женские плечи. Например, уходом за детьми и пожилыми людьми они заняты на 75 процентов чаще мужчин. Такой труд не оплачивается, но отнимает уйму времени и тормозит продвижение по карьерной лестнице.
Вклад домашней работы женщин в российскую экономику оценивается в 13 процентов ВВП. Но эти данные можно считать слегка заниженными, так как расчеты проводились при условии, если бы россиянки получали ежемесячно минимальный размер оплаты труда (МРОТ) за ведение быта.
Заботиться о детях и заниматься домом могут и мужчины
По данным Социального фонда России, в 2023 году только 30 тысяч мужчин находились году в отпуске по уходу за родившимся ребенком. Правом уйти в такой пользуются около двух процентов россиян мужского пола.
Мужчины не стремятся уходить в декрет по нескольким причинам. Принято считать, что это исключительно женское занятие. Другой фактор – экономический, и он непосредственно связан с зарплатным неравенством. При уходе в отпуск по уходу за ребенком отца, заработок которого выше, доход семьи на этот период сократиться больше, чем если бы в декрет ушла женщина, объясняет профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления УрФУ Анна Багирова.
В других странах доля отцов в декрете разнятся. Так, в Австралии, Чехии и Польше этот показатель сопоставим с российским, а вот в Португалии и странах Скандинавии среди всего населения, берущего отпуск по уходу за ребенком, мужчины составляют около 40 процентов.
Эксперты проанализировали мужской декрет и пришли к выводу, что он оказывает не только позитивное влияние на их воспитание и отношения в семье. Отмечен был и неожиданный эффект этого социального явления – оказалось, что отпуск отцов по уходу за детьми способствует повышению уровня рождаемости.
Но постепенно российский рынок труда начинает движение в сторону гендерного равенства.
Женщины стараются быстрее выйти из декрета и вернуться к работе, это подтверждает статистика. В 2019 в среднем в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет находилось 723,5 тысячи женщин, а в отпуске по уходу за ребенком до трех лет — 578,8 тысячи. К 2023 году их число сократилось до 601,8 и 521,3 тысячи соответственно.
Доля женщин в российском бизнесе растет
В то же время Россия занимает лидирующие позиции в мире по количеству женщин-руководителей. Их доля превышает 40 процентов, рассказала замглавы МинэкономразвитияТатьяна Илюшникова. Эксперты отмечают при этом, что в основном топ-менеджерами россиянки становятся в небольших организациях, а среди 100 крупнейших компаний РФ доля женщин на высших постах доходит лишь до 10 процентов.
Бизнесвумен в борьбе со стереотипами
В последние годы появляется все больше историй предпринимательниц, которые добились успеха. Соосновательница бренда мороженого «АйсКро» Ирина Митанова признает, что женское ведение бизнеса отличается от мужского. По ее словам, дамы относятся к своему делу как к творчеству, и создают продукт «по зову души», иногда не просчитывая все финансовые тонкости. Однако именно такой подход позволил компании разработать уникальный ассортимент мороженого, которое начали закупать крупные торговые сети.
Многие из бизнесвумен на пути к успеху сталкивались с предубеждениями, которые мешали работе. Так, основательница бренда функциональной косметики Openface Крис Фарберова рассказала, что компании несколько раз отказывали в инвестициях, так как «команде с женщинами-фаундерами не хватает мужской руки».
Российские предпринимательницы готовы бороться со стереотипами не только в работе и бизнесе. По словам создательницы псковского салона красоты под названием «БабаБарбер» Светланы Рюминой, в ее заведении нет дискриминации, а красота — понятие без рамок и шаблонов: есть мужчины, которым нужен уход за волосами, и женщины, которым нужна стрижка от барбера.
Эти истории успеха подтверждаются и статистикой.
В России стало на 27 процентов больше женщин-предпринимателей. Чаще всего свое дело они открывают в сферах образования и здравоохранения, розничной интернет-торговли, гостиничного бизнеса и общепита, а также в финансовой отрасли. По мнению замминистра экономического развития РФ Татьяны Илюшниковой, россиянки чаще участвуют в образовательных проектах для предпринимателей и больше стремятся к объединению с единомышленниками.
Если число предпринимательниц в традиционном офлайн-бизнесе выросло незначительно (с 47 до 48 процентов), то в онлайне женщинам удалось опередить мужчин.
Среди владельцев интернет-магазинов уже 52 процента женщин (в 2021 году их было 45 процентов ), а среди продавцов на маркетплейсах — 54 процента. Выросли и обороты женского бизнеса — в среднем на 17 процентов, и сразу на 61 процент улучшились результаты работы у предпринимательниц на маркетплейсах.
Однако окончательной победе равноправия в доходах мужчин и женщин пока мешают укоренившиеся в обществе стереотипы. Чтобы побороть их потребуется немало времени, но в России уже видна положительная тенденция.