Интересно, что автомобиль Владимира Путина никаких спецномеров, вроде 001 или ААА, не имеет. Президент России передвигается на автомобиле «Аурус Сенат» с госномером В 776 УС 77.
В 2024 году большинство кодов ГИБДД на автомобилях должны быть стандартизированы: сейчас во многих регионах России существует не один и даже не два кода, более того, в одном и том же субъекте федерации номера одного кода могут быть как двузначными, так и трехзначными, также есть коды с буквами вместо цифр. «Лента.ру» выяснила, что такое стандарт номерных знаков авто, как менялись стандарты со времен СССР и какие изменения коснутся автомобильных номеров в 2024 году.
Автомобильный номер — это индивидуальный регистрационный знак, который присваивается транспортному средству в ГИБДД. Чтобы получить государственный номер и поставить автомобиль на регистрационный учет, нужно подать в ГИБДД соответствующее заявление, также потребуется ряд документов.
После этого надо заглянуть в Реестр изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств и выбрать изготовителя номера. Стоить это будет около 2000 рублей.
Виды автомобильных номеров прописаны в ГОСТ Р 50577-2018. Согласно документу, в зависимости от применяемых знаков регистрации, все транспортные средства (ТС) делятся на шесть групп.
Наиболее распространенной считается первая группа номеров. Для нее по ГОСТ установлен ряд типов.
Что касается внешнего вида, действующий регистрационный знак транспортного средства выглядит так: на белом фоне размещены три черных цифры и три буквы. В правой части номерного знака размещен двузначный или трехзначный код региона и флаг России.
Расположение цифр и букв зависит от типа. Например, код у автомобиля будет выглядеть так: А 000 АА, у такси или автобуса — АА 000, у мотоцикла — 0000 АА.
Употребление букв подчиняется правилу — кириллица должна совпадать с латиницей. Поэтому сегодня на российских номерах можно увидеть буквы: А, В, Е, К, М, Н, О, Р С, Т, У, X.
Говоря о регистрационных знаках транспортных средств, нельзя не вспомнить о так называемых «красивых» номерах, популярных во всем мире.
Красивыми считаются автомобильные номера, в которых совпадают буквы и цифры или их сочетания, например, «*777**», «А***АА».
Красивые номера могут стоить значительно дороже обычных. Специалист по гражданскому праву Илья Прудников в беседе с «Лентой.ру» рассказал, что сегодня чаще всего красивый номер покупают у владельца вместе с машиной.
Существует и большое количество интернет-сервисов, специализирующихся на красивых номерах. За границей даже проводятся благотворительные аукционы по продаже престижных госзнаков. Например, в 2023 году в Дубае (ОАЭ) был продан самый дорогой регистрационный знак в мире P7 — он ушел с молотка за 15 миллионов долларов.
В 2020 году Министерство экономического развития России подготовило пакет документов, разрешающих официальную продажу красивых номеров. Предполагалось, что такой номерной знак можно будет заказать на портале «Госуслуги». Однако пока соответствующие поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы не внесли.
В России существуют служебные спецсерии номеров, которые пользуются привилегиями на дорогах. Купить такие номера невозможно, поскольку они принадлежат СКР, ФСО, МВД, ФСБ и другим ведомствам. Например, это серии АМР, СКР и ЕКХ.
Интересно, что автомобиль Владимира Путина никаких спецномеров, вроде 001 или ААА, не имеет. Президент России передвигается на автомобиле «Аурус Сенат» с госномером В 776 УС 77.
На самом деле, регистрационный номер появился раньше автомобиля и служил он для учета уплаты налогов в городскую казну. Первые такие номера появились у извозчиков — кожаные бирки крепились к одежде, а после их заменили на металлические номера, которые устанавливали на телегах. Одновременно такая бирка была и разрешением на извоз.
Когда на улицах городов появились автомобили, их стали нумеровать так же, как и гужевой транспорт. Первые регистрационные знаки транспортных средств использовали жители Мюнхена — таблички на местных машинах появились там еще в 1899 году. Позже, в 1900-м номера появились в Париже, через год — в Нью-Йорке, в 1903-м — в Лондоне. В Российской империи первые номера тоже появились в начале 1900-х годов, причем первопроходцем стал не столичный Санкт-Петербург, а Рига.
Первое время регистрационные знаки состояли только из цифр, обозначающих порядковый номер автомобиля. Географическая принадлежность не отмечалась, ведь в то время обладатели авто не часто выезжали за пределы своего региона.
Первую реформу автомобильных номеров провели в 1920 году, когда Владимир Ленин подписал декрет «О номерных знаках». Согласно этому документу, на машину полагалось вешать два печатных знака, в которых использовались четырех- и пятизначные цифры.
Первые государственные регистрационные знаки транспортных средств в их современном понимании появились в начале 1930-х. Общесоюзный стандарт предполагал одинаковые спереди и сзади белые номера с одной черной буквой и двумя парами цифр.
Важно отметить, что в начале ХХ века организацией движения и регистрацией авто занимались городские власти. В 1931 году было решено поднять этот вопрос на государственный уровень. В итоге был создан отдел по регулированию уличного движения (ОРУД). Регистрацией машин и выдачей номеров отдел занимался до 1936 года.
Тогда же стало понятно, что сотрудникам отдела нужно как-то узнавать регион, из которого прибыл участник дорожного движения. И тогда номера опять изменили: вместо буквы появилась еще одна цифра, а под пятизначным номером стали писать название региона: «Москва», «Ленинград» и так далее.
В 1936 году СНК СССР принял «Положение о Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». С этого момента всей работой, связанной с автомобилями, занималась ГАИ, а позже — ее правопреемница ГИБДД.
Вместе с учреждением нового ведомства изменился и стандарт номеров: на черный фон наносились две белые буквы, первая из которых обозначала регион, далее следовали две пары цифр через дефис.
Передние и задние номера впервые стали разными: цифры переднего знака писали в одну строку, заднего — в две. Тогда же для удобства (правда, только в Москве и Московской области) впервые попытались разделить государственный легковой автотранспорт и немногочисленный частный.
После войны автопарк в стране начал стремительно разрастаться. Очередную реформу провели в 1946 году, изменив цвет фона на желтый и уменьшив буквы. При этом скоро комбинаций двух букв и четырех цифр стало не хватать. Поэтому в 1959 году ввели новый стандарт, просуществовавший более 20 лет: три белых буквы и четыре цифры на черном фоне.
Первая буква все также обозначала регион, но литера центрального города и области не всегда совпадала: например, в Москве номера начинались на «м», а подмосковные — на «ю».
После Московской олимпиады-80 номера опять решили «перекрасить», вспомнив стандарты 1930-х: три черных буквы и четыре цифры на белом фоне.
Продолжилось и разделение номеров на частные и государственные. Две буквы были созвучны названию региона, а третья позволяла определить принадлежность авто — у частников она находилась перед цифрами, а у гортранспорта стояла последней после литер региона.
Привычный современному водителю стандарт номеров ввели в 1994 году. Именно тогда буквенное обозначение региона заменили двузначным или трехзначным кодом. Все буквы и цифры подлежат последовательной ротации.
Пресс-секретарь ГК «АвтоСпецЦентр» Ксения Самонова рассказала «Ленте.ру», что коды регионов в России выдавались в алфавитном порядке.
При этом отдельно не выделялись Еврейская автономная область (79) и четыре автономных округа: Ненецкий (83), Ханты-Мансийский — Югра (86, 186), Чукотский (87) и Ямало-Ненецкий (89).
По мере роста числа автомобилей в России пришлось использовать трехзначные числа на номерах, добавила эксперт.
Больше всего кодов в тех регионах, где самое большое количество автомобилей. В России это, без сомнения, Москва и Московская область. В столице используются более 10 кодов: 77, 99, 97, 177, 199, 197, 777, 799, 797, 977 и ограниченно 277 и 299. В Подмосковье — шесть: 50, 90, 150, 190, 750, 790.
По словам Ксении Самоновой, в 2024 году планируется обновление кодов в российских регионах по единому стандарту. По словам эксперта, сегодня во многих регионах РФ есть автомобили с номерными знаками без кодов. Например, с дополнительной буквенной аббревиатурой — DPR (англ. Donetsk People's Republic — прим. «Ленты.ру») и LPR (англ. Lugansk People's Republic — прим. «Ленты.ру») — в Донецкой и Луганской народных республиках.
Еще в конце 2022 года МВД России опубликовало проект приказа о цифровых кодах для новых регионов России.
Также приказом МВД РФ на территориях, находящихся за пределами Российской Федерации (например, космодром Байконур) вводятся коды — 188 и 94. Кроме того, освобождаются номера 171 и 172, поскольку дипломатические госномера для ДНР и ЛНР не потребуются.
Директор по коммуникациям ГК АВТОДОМ Анна Уткина в беседе с «Лентой.ру» отметила, что в ближайшем будущем в 16 регионах страны появятся новые трехзначные коды.
В скором времени будет прекращена выдача номеров с кодами:
02, 16, 20, 22, 23, 24, 25, 34, 42, 47, 50, 52, 54, 59, 61, 63, 66, 74, 77, 78, 80, 81, 86, 90, 93, 96, 97, 98, 99, 102, 123, 150, 177, 190, 197, 199, 750, 777, 799.