Балашихинский городской суд Московской области рассмотрит уголовное дело о получении крупнейшей взятки в истории России: бывшие сотрудники Следственного комитета России (СКР) — 35-летний майор юстиции Марат Тамбиев и 27-летняя старший лейтенант Кристина Ляховенко — обвиняются в том, что получили более 2,7 тысячи биткоинов (около 7,3 миллиарда рублей). Эти средства им передали участники хакерской группировки Infraud Organization, пытаясь избежать уголовной ответственности за торговлю персональными данными в даркнете. Подробности резонансного дела — в материале «Ленты.ру».
Уголовное дело о крупнейших взятках в истории России было возбуждено по заявлению хакера Марка Бергмана — в его основу легли показания, которые дал адвокат Роман Мейер, оформивший явку с повинной. По версии следствия, Мейер под видом оказания юридической помощи вымогал деньги у своих клиентов.
Этими клиентами были хакеры Марк и Константин Бергманы (группировка Infraud Organization), а также гражданин Эстонии Кирилл Самокутяев. Хакеры курировали маркетплейс в даркнете, где продавали данные банковских карт и номера социального страхования. Для адвоката Мейера они выделили отдельный офис в своем помещении в деловом центре «Москва-Сити».
На тот момент Мейер через соседа по даче отца уже был знаком с главой отдела СКР по Тверскому району Москвы, майором юстиции Маратом Тамбиевым.
Они выдавали себя за сотрудников Федеральной службы безопасности (ФСБ) России, а возглавлял их настоящий полковник МВД Ярослав Суковицын. Незваные гости забрали у Бергмана деньги и ценности на сумму 5 миллионов рублей. Тогда хакер попросил о помощи адвоката Мейера, а тот в свою очередь обратился к следователю Тамбиеву.
Майор помог с возбуждением уголовного дела по статье 161 («Грабеж») УК РФ и в качестве благодарности за помощь Тамбиев получил 500 тысяч рублей. Однако это было лишь началом.
Вскоре получение взяток следователем Тамбиевым через адвоката Мейера оказалось поставлено на поток. Как считают в СКР, в ходе расследования дела о грабеже майор сначала получил 2,5 миллиона рублей, а затем — еще 250 тысяч долларов (22,5 миллиона рублей) за укрытие хакерской деятельности подзащитных Мейера.
Позже Тамбиев получил еще 350 тысяч долларов (31,5 миллиона рублей) за предоставление Бергману госзащиты. Эта взятка также была вознаграждением за задержание и арест Султана Гасамбекова — двоюродного брата Бергмана. Но в 2021 году хакер вместе с братом сами стали фигурантами уголовного дела за создание незаконного маркетплейса. Но Тамбиев помог им и здесь — дело братьев попало в производство следователя СКР, старшего лейтенанта Кристины Ляховенко. На тот момент ее непосредственным начальником был Тамбиев. За то, чтобы хакеров вместо СИЗО отправили под домашний арест, они передали майору взятки на 590 тысяч долларов (53,2 миллиона рублей) и 750 тысяч рублей. При этом на изъятых в ходе обысков у хакеров флешках нашли криптокошельки с суммой 5212,9 биткоина.
Тамбиев не стал накладывать арест на электронные деньги: вместо этого он предложил разделить их между собой, следователем Ляховенко и своим заместителем Дмитрием Губиным. При этом, как утверждает следствие, Тамбиев позже еще не раз требовал взятки с обвиняемых хакеров.
И кто знает, на сколько еще мог бы нелегально обогатиться предприимчивый майор, если бы хакер Марк Бергман не написал на него заявление в правоохранительные органы.
Следователь Тамбиев был задержан и арестован в марте 2022 года — полученные от хакеров биткоины нашли в его компьютере: они хранились в папке под названием «Пенсия». 19 июня 2023 года Никулинский суд Москвы конфисковал у него 1032,1 биткоина на общую сумму 23,98 миллиона долларов (более 2 миллиардов рублей).
В сентябре 2023 года была задержана предполагаемая сообщница майора Кристина Ляховенко. Изначально ей избрали меру пресечения в виде подписки о невыезде, но 12 сентября Басманный суд Москвы отправил ее в СИЗО.
А 3 октября тот же суд заочно арестовал третьего фигуранта дела — бывшего заместителя Тамбиева Дмитрия Губина: его отправят в СИЗО на два месяца с момента задержания или экстрадиции.
Тамбиев обвиняется по части 6 статьи 290 («Получение взятки в особо крупном размере») и 286 («Превышение должностных полномочий») УК РФ. Ему инкриминируют десять эпизодов получения взяток на сумму более 1,5 миллиона долларов, 2718 биткоинов (около 7,3 миллиарда рублей), а также попытку обогатиться еще на 1,3 миллиона долларов.
Кроме того, Ляховенко обвиняется по статье 303 («Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности») УК РФ. Как считает следствие, действия Тамбиева и Ляховенко «дискредитировали правовую деятельность государства по борьбе с преступностью».
Уголовное дело о крупнейших в истории России взятках дошло до суда в минувшем мае. Дело Тамбиева и Ляховенко будет рассматривать суд в подмосковной Балашихе.
Изначально предполагалось, что процесс пройдет в Москве, однако Верховный суд изменил территориальную подсудность по ходатайству Генпрокуратуры, согласившись с доводами, что Тамбиев за время работы обзавелся связями в столичном судейском корпусе. Слушания могут пройти в закрытом режиме.
По словам бывшего следователя, адвокат сам присваивал деньги клиентов. При этом следствие действительно не нашло у силовика крупных сумм наличных денег и дорогостоящего имущества. Поэтому защита майора предполагает, что следствие слишком доверилось показаниям Мейера. Ляховенко тоже не признала свою вину.