Три недели назад, 10 августа, украинские власти задержали российский танкер «Механик Погодин» в порту Херсона. Портовые власти и спецслужбы не предъявили владельцам судна никаких официальных претензий, при этом разрешения покинуть порт капитан до сих пор не получил. 28 августа, когда запасов горючего на «Механике Погодине» осталось меньше рабочего минимума, капитан согласовал с портовыми властями заправку судна.
Но на следующий день поставщик топлива отказался заправлять танкер «в связи с непредвиденно появившимися форс-мажорными обстоятельствами». Представители топливной компании всячески избегали контактов с представителями судна и не отвечали на телефонные звонки. Как говорится в сообщении судовладельца, имеющихся запасов топлива хватит максимум до 4 сентября.
Когда на судне закончится топливо, корабль будет обесточен. Прекратят работу осушительные насосы балластных цистерн, что может привести к затоплению судна. Будут отключены системы жизнеобеспечения, пожаротушения, сигнализация и связь. Все это сделает нахождение команды на борту невозможным, что увеличит риск экологической катастрофы в акватории херсонского порта и Днепровского лимана.
«Механик Погодин» прибыл с грузом дизельного топлива из Туркмении в Херсон 10 августа. Его экипаж состоит из 12 граждан России. За три дня до прибытия в порт капитан направил администрации порта уведомление о заходе в гавань и получил разрешение. Сразу после швартовки судно было заблокировано, а все операции с грузом — запрещены.
На следующий день стало известно о предписании Службы безопасности Украины (СБУ) администрации порта Херсона о задержании судна до 13 августа. Но даже после истечения указанного срока танкеру не разрешили покинуть порт. При этом судовладелец, владелец груза, а также фрахтователь так и не получили от представителей украинской власти никаких деклараций о причинах задержания.
16 августа две группы неизвестных, представившись сотрудниками СБУ и представителями экологического надзора, попытались проникнуть на судно. Они не предъявили никаких документов, подтверждающих их личности и полномочия, поэтому команда не пустила их на борт. В тот же день украинские власти сообщили о наличии анонимной жалобы кого-то из членов команды на якобы неудовлетворительное состояние судна. Для устранения любых сомнений капитан предоставил в администрацию порта заявления от всех членов экипажа об отсутствии претензий.
Первая официальная претензия от пограничников поступила через неделю после задержания танкера, 18 августа. Из документа следует, что компания «ВЭБ-Лизинг», номинальный собственник судна, находится в украинском санкционном списке. После этого было еще несколько попыток проникновения на судно. Неизвестные отказывались предъявлять документы, поэтому им снова не позволили подняться на борт.
Еще через пять дней, 23 августа, представители судовладельца прибыли на встречу в здание СБУ для урегулирования конфликта. Но вместо переговоров им вручили повестки по уголовному делу, открытому в 2014 году. Их привлекли в качестве свидетелей по делу о нарушении порядка въезда и выезда в Крым и государственной измене. В тот же день представители таможни взяли пробы груза с «Механика Погодина», после чего, как рассчитывали судовладелец и капитан, судно сможет заправиться и покинуть порт. Но вместо разрешения на выход капитан получил отказ в заправке горючим.
Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил, что причиной задержания судна стал его заход в крымские порты. После присоединения полуострова к России — это запрещено украинским законодательством. В отношении дальнейшей судьбы «Механика Погодина», как заявил министр, возможны самые разные варианты вплоть до конфискации и продажи для компенсации убытков. Омелян не разъяснил, о компенсации каких именно убытков идет речь. Также он не сказал, когда и в какие крымские порты заходил танкер.
Заместитель представителя президента Украины в Крыму Изет Гданов 18 августа уточнил, что Украина может заблокировать судно в порту на три года. Он пригрозил ответственностью команде «Механика Погодина» за то, что она не допустила представителей СБУ и экологической инспекции на борт. Очевидно, он имел в виду людей, которые пытались проникнуть на танкер.
В СБУ заявили, что не имеют отношения к задержанию танкера. При этом в спецслужбе добавили, что проинформировали правительство о якобы нахождении судовладельца в санкционном списке. Как сообщают источники «Ленты.ру», знакомые с ходом дела, приказ на задержание судна поступил от руководства СБУ. Непосредственные же исполнители в Херсоне выполняют команду сверху и в данный момент ищут юридические основания для дальнейшего задержания танкера.
Судовладелец считает ссылки Украины на санкции несостоятельными. Несмотря на то, что АО «ВЭБ-Лизинг» действительно финансировало постройку судна, оно было спущено на воду в 2011 году, задолго до введения санкций. С тех пор «Механик Погодин» находится на балансе (фактически в собственности) судовладельца, компании «В.Ф. Танкер». На нее не распространяются украинские санкции, и только она может нести ответственность за действия экипажа, а также распоряжаться судном.
По данным компании «В.Ф. Танкер», с момента своей постройки «Механик Погодин» не заходил в крымские порты. Более того, в июле этого года танкер неоднократно и беспрепятственно швартовался в украинских портах. Никаких претензий со стороны украинских властей тогда не поступало. Давление Украины, по мнению судовладельца, может быть ответной реакцией на активность России в Азовском море.
Обострение ситуации в Азовском море совпало с открытием Крымского моста. Петр Порошенко в июле этого года допустил, что напряжение в регионе может перерасти в захват Россией Мариуполя и атаку на другие азовские порты Украины.
Причиной беспокойства украинского президента стали участившиеся случаи остановки и досмотра российскими пограничниками украинских судов. Происходящее в Черном и Азовском морях вызвало реакцию США. 30 августа представитель Госдепа Хезер Нойерт осудила действия России и заявила, что они дестабилизируют ситуацию в регионе. В ответ российское посольство в США призвало Вашингтон перестать вступаться за «бесчинствующих на Азовском море подопечных». Дипломаты заявили, что Госдеп замалчивает факты украинского пиратства. В числе жертв они упомянули траулер «Норд» и танкер «Механик Погодин».