Роскомнадзор по согласованию с Генеральной прокуратурой снял ограничительные меры в отношении Telegram в России. Как объяснили в ведомстве, регулятор «позитивно оценивает высказанную основателем Telegram готовность противодействовать терроризму и экстремизму».
В Роскомнадзоре также добавили, что готовы сотрудничать со всеми работающими на территории страны интернет-компаниями, которые помогут пресечь распространение детской порнографии, террористической и экстремистской информации, пропаганду суицида и наркотиков.
15 июня депутаты от партии «Справедливая Россия» внесли в Госдуму законопроект о прекращении блокировки Telegram в России.
В пояснительной записке они указывали на то, что россияне продолжают свободно пользоваться мессенджером, несмотря на блокировку. А те, у кого возникали проблемы с подключением к сервису, использовали бесплатные средства для обхода блокировок.
Депутаты подчеркивали, что продолжение блокировки наносило ущерб не мессенджеру, а престижу государственной власти. В записке обращалось внимание на то, что Telegram используют для информирования населения оперштабы Москвы и Подмосковья по коронавирусу. Перед внесением в Государственную Думу с законопроектом ознакомились премьер-министр Михаил Мишустин и министр связи Максут Шадаев.
На следующий день после внесения законопроекта в Думу замминистра связи Алексей Волин в интервью передаче Hard Day's Night на «Дожде» заявил, что Минкомсвязи никогда не выступало с инициативами по блокировке Telegram или обращениями в суд. «Решение суда о блокировке Telegram было принято на основании того, что Павел Дуров не представил коды, которые у него просили и которые он должен был сделать по принятому тогда закону», — сказал Волин. Он еще раз напомнил, что, несмотря на решение суда о блокировке, в России нет решения суда, которое бы запрещало пользоваться мессенджером.
4 июня создатель мессенджера Павел Дуров заявил, что за прошедшее с момента блокировки время в Telegram усовершенствовали систему обнаружения и блокировки экстремистского контента, сделав отсылку к тому, что блокировка мессенджера была обусловлена борьбой с терроризмом. Он подчеркнул, что новшества никак не повлияли на конфиденциальность данных пользователей.
Обсуждать разблокировку мессенджера стали на фоне использования Telegram для информирования о коронавирусе. Об этом принадлежащему бизнесмену Григорию Березкину РБК сообщил источник, близкий к Кремлю. Telegram действительно активно задействовали федеральный и региональные оперштабы, в том числе Москвы и Подмосковья.
Еще одним сигналом к смягчению политики в отношении Telegram другой источник издания назвал желание показать «позитивный пример, что у нас хорошие бизнесмены возвращаются на родину». «Стало очевидно, что нужно мириться с основателем мессенджера Павлом Дуровым, — пояснил собеседник. — С самого начала никто не имел ничего против Telegram».
Источник РБК также считает, что Дуров мог разочароваться в перспективах своего проекта в США. Бизнесмен планировал создать блокчейн-платформу TON с собственной криптовалютой Gram. Незадолго до блокировки Telegram в России он привлек на эти цели 1,7 миллиарда долларов. Старт планировался осенью 2019 года, но ему помешала Комиссия по ценным бумагам и биржам США, наложив запрет на выпуск криптовалюты. Из-за этого запуск блокчейн-платформы оказался под вопросом, а американский суд не встал на сторону Дурова. В мае 2020-го он решил отказаться от проекта.
Telegram заблокировали в России 16 апреля 2018 года решением Таганского районного суда Москвы. За год до этого ФСБ заявила, что теракт в метрополитене Петербурга готовился через Telegram. Силовики попросили мессенджер предоставить ключи шифрования (это условие оговорено в законе Яровой), которые позволили бы получить доступ к переписке пользователей, но руководство Telegram отказалось.
В Telegram сочли требование ФСБ противоречащим Конституции и назвали технически неисполнимым, поскольку ключи шифрования хранятся на устройствах пользователей, а серверы мессенджера их не получают. Источники «Интерфакса» поясняют, что в конечном итоге Telegram так и не предоставил властям ключи шифрования, но начал взаимодействовать с ними по конкретным запросам о терроризме. В то же время источник РБК затруднился ответить, исчерпан ли конфликт Telegram с силовым блоком. «Не могу сказать, но все-таки он наш в определенном смысле человек, с которым можно разговаривать. Это лучше, чем тот же WhatsApp», — отметил он.
Попытки Роскомнадзора наказать сервис приводили к веерным блокировкам, которые нанесли ущерб миллионам других сайтов. Спустя четыре дня после постановления суда в реестр запрещенных адресов попали 17,5 миллионов адресов, однако отключить доступ к мессенджеру так и не удалось. Из-за действий ведомства страдала работа Viber, Twitter, Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники», Yahoo! и других сервисов. В реестр запрещенной информации попали ряд IP-адресов Google, из-за чего россияне столкнулись с проблемами доступа к поисковику. Блокировка повлияла и на работу видеохостинга YouTube.
Роскомнадзор отказался от идеи веерной блокировки и пообещал прекратить вносить крупные подсети в реестр запрещенной информации, однако после этого заблокированными вновь оказались IP-адреса «ВКонтакте», Twitter, Facebook, «Яндекса», «Одноклассников» и других сервисов. «Яндекс» призывал Роскомнадзор к ответу и назвал действия ведомства «неожиданным ударом по всему Рунету».
От блокировки пострадали предприниматели, чей бизнес зависит от их сайтов в интернете. Несколько бизнесменов (в частности, компания «Инвестори» и ООО «Живая фотография») обратились с исками к Роскомнадзору, чтобы взыскать убытки, но суд их не поддержал.
Об использовании Telegram открыто заявляли крупные чиновники. Мессенджер используют сотрудники Кремля, Минкомсвязи, Следственного комитета, Генпрокуратуры и топ-менеджеры госкомпаний.
Спецпредставитель президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков объяснял, что Telegram имеет преимущества перед другими мессенджерами, в частности, перед WhatsApp. Песков называл «совершенно очевидным» тот факт, что Telegram безопаснее для коммуникации.
«Telegram — шикарный продукт, и мне бы искренне хотелось, чтобы конфликт был разрешен», — говорил Герман Клименко, бывший советник президента по интернету.