Спецборт ВВС США с позывным SPAR19 приземлился в Тайбэе приблизительно в 22:45 по местному времени (17:45 мск). Изначально самолет вылетел из Куала-Лумпура в юго-восточном направлении, однако, пролетая над индонезийским островом Сулавеси, резко сменил курс на север. Спикер палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси стала первым за 25 лет высокопоставленным американским политиком, посетившим Тайвань.
Одновременно с приземлением самолета было распространено письменное заявление Пелоси, в котором она сообщила, что ее поездка не противоречит политике США в отношении Китая и Вашингтон по-прежнему выступает против одностороннего изменения статус-кво. В то же время политик подчеркнула, что поддержка США как никогда нужна Тайваню, поскольку «мир стоит перед выбором между автократией и демократией».
Эту же мысль Пелоси развила в колонке для The Washington Post, опубликованной после ее приземления, отметив, что ее визит важен не только для 23-миллионного населения Тайваня, но и «для миллионов других людей, угнетаемых и подвергающихся угрозам со стороны КНР». «Посетив Тайвань, мы чтим нашу приверженность демократии: подтверждаем, что свободы Тайваня и всех демократических стран нужно уважать», — заключила она.
Переночевав в гостинице Grand Hyatt, утром 3 августа американский политик отправится в тайваньский парламент — Законодательный юань, где встретится со спикером заксобрания Ю Си-куном и лидерами фракций правящей и оппозиционной партий. После этого она встретится с главой тайваньской администрации Цай Инвэнь и примет участие в званном обеде, а затем посетит Национальный музей прав человека, посвященный памяти жертв «Белого террора» — преследования оппозиции в годы правления Гоминьдана.
Визит Пелоси, как ожидается, продлится до 17:00 по местному времени, после чего американский политик отправится в Южную Корею.
Китай, считающий Тайвань одной из своих провинций, ожидаемо осудил визит Пелоси на остров, увидев в этом шаге поддержку Соединенными Штатами тайваньского сепаратизма. Еще до начала поездки политика в Азию Пекин начал стягивать войска и вооружения в провинцию Фуцзянь, отделенную от Тайваня проливом, а в прибрежных зонах прошли военные маневры, включая симуляцию воздушного боя. 2 августа в провинции были замечены пусковые установки для баллистических ракет DF-16, способных нести ядерный заряд.
Сразу после приземления спецборта Пелоси МИД КНР выразил решительный протест Соединенным Штатам, отметив, что поездка спикера нарушает принцип одного Китая, о приверженности которому заявляли в Вашингтоне. В ведомстве предостерегли, что готовы пойти на любые меры для защиты территориальной целостности страны. «Все вытекающие отсюда последствия отразятся на США и выступающих за "независимость Тайваня" сепаратистских силах», — сообщили в ведомстве. Посол КНР в Вашингтоне Цинь Ган, в свою очередь, дополнительно подчеркнул, что ответ Пекина будет мощным и сильным.
Позднее Народно-освободительная армия Китая (НОАК) анонсировала масштабные военные учения. Судя по опубликованной карте, маневры пройду в шести зонах вокруг всего побережья Тайваня. Учения начались вскоре после прилета Пелоси и продолжатся до 6 августа. Уже вечером 2 августа 21 военный самолет НОАК вошел в опознавательную зону ПВО Тайваня, а ночью в водах Тайваньского пролива были произведены запуски ракет с неядерной боевой частью. Оборонное ведомство Тайваня обвинило Пекин в запугивании и психологическом давлении на жителей острова.
В преддверии визита Пелоси учения прошли на самом Тайване: власти привели в готовность бомбоубежища в Тайбэе и отработали эвакуацию с улиц. Угроза военного конфликта с Китаем вызвала недовольство некоторых жителей столицы, которые собрались на акцию протеста возле гостиницы, где остановилась американский политик.
Впрочем, немало на Тайване и тех, кто встретил визит Пелоси одобрительно. Судя по роликам, опубликованным в соцсетях, жители прилегающих к аэропорту районов специально вышли на балконы и улицы, чтобы вживую посмотреть на приземление спецборта. На фасад самого высокого небоскреба столицы «Тайбэй 101» вывели приветственные сообщения для американского политика, а директор по международным делам тайваньской партии «Новая сила» Джерри Лю по торжественному случаю пообещал раздать 100 бесплатных порций жареной «курицы демократии».
Политический статус Тайваня остается предметом споров и конфликтов уже более 70 лет — с момента победы коммунистов в гражданской войне 1949 года. Проигравшее в том конфликте правительство во главе с Чан Кайши сбежало на островной Тайвань, объявив себя единственной легитимной властью и в материковой части Китая. Первоначально именно Китайскую республику — так назвалось образованное на Тайване государство — признавали большинство стран. Дипломат из Тайваня какое-то время даже представлял весь Китай в Организации Объединенных Наций.
Но в 1970-е годы международное сообщество все же потеплело к коммунистическому Китаю — представителем страны в ООН стал посланник из Пекина, а число признающих независимость Тайваня государств сократилось до 14. В 1980-е отношения двух Китаев начали налаживаться — «большой брат» предлагал урегулировать отношения, основываясь на концепции «одна страна — две системы». Она предусматривала воссоединение Тайваня с материком на правах автономии. Но окончательно урегулировать вопрос не удается до сих пор — отношения Китая и Тайваня то осложнялись, то вновь переживали своеобразную «оттепель».
На сегодняшний день диспозиция не изменилась: Тайвань функционирует как самостоятельное государство, а материковый Китай как считал, так и считает его своей территорией, а руководство республики — сепаратистами. Подобного подхода придерживается и большинство стран мира — даже Соединенные Штаты, которые, несмотря на нынешнее обострение, заявляют о приверженности принципу одного Китая.