В ночь на субботу, 3 января, Вооруженные силы США нанесли серию ракетных ударов по объектам на территории Венесуэлы. Под атаки попали военные базы, нефтеперерабатывающий завод, здание парламента и даже мавзолей бывшего президента Уго Чавеса. Власти страны уже назвали происходящее колониальной войной и пообещали отстаивать суверенитет страны, тогда как СМИ сообщают о возможном установлении контроля США над международным аэропортом Каракаса, а Трамп заявил о захвате президента Венесуэлы Николаса Мадуро. Что сейчас происходит в Венесуэле, как операцию комментирует Дональд Трамп и какие последствия она может иметь — в материале «Ленты.ру».
Президент Венесуэлы Николас Мадуро был захвачен американским спецназом, заявил президент США Дональд Трамп. Он уточнил, что семья венесуэльского лидера уже доставлена на территорию Соединенных Штатов.
По словам Трампа, операцию по захвату Мадуро провели бойцы Delta Force — элитного спецподразделения.
До этого никаких официальных данных о местонахождении Мадуро не было. Издание The New York Times писало со ссылкой на соратников президента, что он находится в безопасности. В то же время сообщалось, что после начала ударов «ни один высокопоставленный венесуэльский чиновник или военный не появлялся на публике».
В ночь на 3 января в Каракасе прогремели взрывы, и почти сразу в СМИ появились многочисленные видео, фиксирующие удары по объектам как в самой столице, так и в других регионах страны.
Среди целей атаки назывались:
Позднее сообщалось о полетах американской авиации над Каракасом и звуках автоматных очередей. В городе появилась венесуэльская бронетехника, начались задержания подозрительных лиц вблизи ключевых объектов.
Журналисты также сообщали о гибели двух ключевых представителей властей — министра обороны Владимира Падрино Лопеса и министра внутренних дел Диосдадо Кабельо. Официального подтверждения этих данных пока нет.
Вскоре после сообщений о начале военной операции президент Венесуэлы Николас Мадуро подписал указ о введении чрезвычайного положения. Об этом объявил министр иностранных дел Иван Хиль Пинто, который также рассказал об ударах США по объектам в Каракасе и штатах Миранда, Арагуа и Ла-Гуайра.
По его словам, целью атаки США является захват нефти и других полезных ископаемых страны. Он добавил, что Соединенные Штаты пытаются подорвать политический суверенитет республики, но венесуэльские власти намерены бороться за независимость и «право определять свою судьбу».
Иван Хиль Пинто подчеркнул, что руководство Венесуэлы обратится в Совет Безопасности ООН, требуя осуждения и привлечения США к ответственности.
Интересно, что всего за несколько часов до начала операции в Каракасе состоялась встреча Николаса Мадуро и Ван Дунмина, спецпосланника председателя КНР, на которой обсуждалось двустороннее сотрудничество.
Представители администрации президента США подтвердили проведение операции в Венесуэле.
Официальное заявление пока не опубликовано: по данным The Wall Street Journal, оно появится, когда американские военные покинут воздушное пространство Венесуэлы.
Подробных комментариев Министерство обороны США и Южное командование Вооруженных сил США не дают — они переадресовывают запросы СМИ в Белый дом.
CNN также указало, что администрация заранее не уведомила комитет Сената по вооруженным силам о потенциальных военных действиях в Венесуэле.
При этом ранее Дональд Трамп неоднократно заявлял, что США готовятся нанести удары по сетям наркоторговцев, которые, по его мнению, базируются в Венесуэле.
Первым нападение на Венесуэлу осудил президент Колумбии Густаво Петро. Он призвал ООН и Организацию американских государств срочно отреагировать на происходящее.
Президент Кубы Мигель Диас-Канель также обвинил США в атаке, назвав действия Дональда Трампа преступными. «Наша зона мира подвергается жестокому нападению. Это государственный терроризм против храброго венесуэльского народа и против Нашей Америки», — написал он.
Операцию резко критиковал и главный советник президента Турции Джемиль Эртем, который назвал происходящее жестокостью и заявил о поддержке венесуэльских властей.
Российский сенатор Алексей Пушков сравнил действия США с военными операциями предыдущих американских администраций: «До сих пор у Трампа, в отличие от Клинтона, Буша-младшего, Обамы и Байдена, не было "своей" войны. Теперь есть».
Министерство иностранных дел России назвало нападение США на Венесуэлу актом вооруженной агрессии: «Предлоги, приводящиеся в обоснование таких действий, несостоятельны. Идеологизированная неприязнь взяла верх над деловым прагматизмом, готовностью выстраивать отношения доверия и предсказуемости».
Операция США в Венесуэле приведет к крайне негативным последствиям для всего мира, отметил в беседе с «Лентой.ру» доцент философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН Борис Межуев.
По его словам, администрация Трампа фактически не скрывает, что целью операции является захват нефти. Именно поэтому США, вероятно, ограничатся «блестящей военно-полицейской операцией», а на длительную оккупацию страны не пойдут: для Соединенных Штатов будет достаточно смены власти в Венесуэле и появления режима, готового к компромиссам по экономическим вопросам.
Военную операцию Борис Межуев сравнил с Суэцким кризисом 1956 года, когда Великобритания и Франция вторглись в Египет ради контроля над Суэцким каналом. Кроме того, он напомнил об опиумных войнах против Китая в XIX веке и о государственном перевороте в Иране в 1953 году, когда при поддержке США был свергнут премьер-министр Мохаммед Мосаддык, добивавшийся национализации нефтяного сектора.
Дальнейшая динамика, считает эксперт, зависит прежде всего от реакции Китая — ближайшего союзника режима Николаса Мадуро.
По его мнению, операция США скажется и на российско-американских переговорах по Украине. Теперь воспринимать Дональда Трампа как миротворца будет гораздо сложнее, и диалог придется рассматривать не как путь к «российско-американскому братству», а как инструмент скорейшего завершения украинского конфликта.
«Переговорный процесс продолжится, но его невозможно будет продать как великую дипломатическую победу», — подчеркнул Борис Межуев, добавив, что венесуэльская операция наглядно демонстрирует невозможность искренней дружбы с США.