Лебедев, Платон

Бывший глава МФО "МЕНАТЕП", осужденный в 2005 году по "делу ЮКОСа"

Соучредитель банка "МЕНАТЕП" (Москва), бывший председатель совета директоров группы "МЕНАТЕП", управляющей акциями ОАО "НК "ЮКОС". В 2003 году арестован по подозрению в мошенничестве, в 2005 году осужден на восемь лет лишения свободы в рамках так называемого "дела ЮКОСа". В декабре 2010 года по второму обвинению в хищении нефти общий срок заключения был увеличен до 14 лет, но в ноябре 2012 года сокращен на три года.

Платон Леонидович Лебедев родился 29 ноября 1956 года в Москве. Закончил Академию народного хозяйства имени Плеханова, возглавлял отдел экономического планирования в тресте "Зарубежгеология".

В 1987 познакомился с Михаилом Ходорковским и вместе с ним организовал государственно-кооперативное объединение "Межотраслевые Научно-Технические программы" ("МЕНАТЕП"). Впоследствии был приглашен бывшими коллегами в Коммерческий инновационный банк научно-технического прогресса, при перерегистрации получивший название банк "МЕНАТЕП". Cтал одним из соучредителей банка.

С 1991 по 1995 год был президентом банка, затем - заместителем председателя правления промышленного холдинга "Роспром". В 1996 году Лебедев стал заместителем председателя правления нефтяной компании "ЮКОС"; с 1997 по 1999 год исполнял обязанности заместителя председателя правления НК "ЮКОС" и президента компании "ЮКОС РМ" (подразделение "ЮКОСа" по переработке нефти и сбыту нефтепродуктов). Занимал пост председателя совета директоров международной финансовой группы "МЕНАТЕП" и управляющего акциями ОАО "НК "ЮКОС".

Задержан 2 июля 2003 года по обвинению в хищении 283 миллионов 142 тысяч долларов (20 процентов акций ОАО "Апатит"). Впоследствии Лебедеву были предъявлены и другие обвинения (всего он обвинялся по семи статьям Уголовного кодекса, в том числе в хищениях в крупном размере, причинении имущественного ущерба путем обмана, неисполнении судебного решения и уклонении от уплаты налогов), а его дело было объединено с делом Ходорковского.

Лебедев был приговорен к девяти годам лишения свободы, позже срок был сокращен на один год. Отбывал наказание в колонии, расположенной в поселке Харп Ямало-Ненецкого автономного округа. В конце декабря 2006 года, как и Ходорковский, был перевезен в Читу "для проведения следственных действий". В начале февраля 2007 года им предъявили новые обвинения - в хищении и легализации денежных средств. В июле 2008 года СКП РФ предъявило Ходорковскому и Лебедеву обвинение в новой формулировке, однако защитники бывшего главы НК "ЮКОС" не увидели в нем "новизны" и определили его как "набор абсурдных и бездоказательных утверждений о якобы совершенном хищении и легализации всей нефти, добытой за 6 лет деятельности НК ЮКОС".

В октябре 2007 года Европейский суд по правам человека рассмотрел жалобу Лебедева. Выявив ряд процессуальных нарушений при расследовании дела и содержании Лебедева под стражей, суд постановил взыскать с РФ в пользу Лебедева 3 тысячи евро и оплатить 7 тысяч судебных издержек. Решение суда вступило в силу в июле 2008 года.

19 февраля 2009 года Хамовнический суд Москвы постановил этапировать Лебедева и Ходорковского в Москву для рассмотрения второго уголовного дела. Процесс длился с марта по декабрь 2010 года, бизнесмены были признаны виновными в хищении нефти и отмывании денежных средств, общий срок заключения после этого им был увеличен до 14 лет.

В декабре того же года Президиум Верховного суда РФ признал, что Лебедев с 3 июля по 28 августа 2003 года и с 31 марта по 6 апреля 2004 года содержался под стражей незаконно, и отменил арест бывшего главы "МЕНАТЕПа". Верховный суд также принял решение о восстановлении производства по данному уголовному делу "ввиду новых обстоятельств" и возбудил надворное производство по делу Лебедева (проводится с целью проверки законности и обоснованности приговора, а также исправления возможных судебных ошибок).

В 2011 году после кассационной жалобы срок заключения Лебедеву был сокращен на один год, а в ноябре 2012 года - еще на три года, после чего Лебедев должен был выйти на свободу в июле 2013 года.

Лебедев женат вторым браком, у него четверо детей.

Полная версия справки (30 кб.)

Как купить мушкет
Где приобретают «старинное» оружие и как из него стреляют
Обыски в офисе Главного следственного управления Следственного комитета РоссииСлед Шакро
Как перестрелка у московского кафе привела к задержанию высокопоставленных чинов
Сокрытое в волнах
Сколько ядерных бомб потеряно в Мировом океане
В прицеле — юг
Как российская армия отреагирует на дестабилизацию ближайших соседей
Чудаки пришли к успеху
10 самых необычных аккаунтов в Instagram
«Она определенно сошла с ума»
Мужья любительниц Instagram поделились своей болью
Убить за селфи
История «пакистанской Ким Кардашьян», которую задушил родной брат
Пигмент патриотизма
Фотоподборка о любви к Отчизне, выраженной россиянами в татуировках
Commuters brave rush hour on the northern line on the London underground in London, Britain August 5, 2015. Londoners face major transport disruption from Wednesday evening as train drivers and staff on the underground rail network walk out for the second time in less than a month. Unions are angry over plans to introduce a new night service from September and weeks of talks with transport bosses have failed to clinch a deal over pay and conditions.  REUTERS/Dylan Martinez   - RTX1N6X4«Одиночество за границей привело меня к неврозу»
История жительницы Краснодара, переехавшей в Лондон
Немаленький домик
Длительный тест MINI Cooper S Clubman: итоги, выводы и три цилиндра
Слово из трех букв
«Красная Свинья», седан, обгонявший Lamborghini, и другие безумные машины AMG
Госстандарт
Интересные машины, разработанные специально для Китая
Метры у метро
Московские новостройки, рядом с которыми скоро откроют станции подземки
Тиснули на славу
Как выглядит первое в мире здание, напечатанное на 3D-принтере
Вот это номер!
«Тайный арендатор» в многофункциональном комплексе «Ханой-Москва»
Жить стало веселее
Новая редакция «сталинского рая» на ВДНХ
Любовь по залету
Аэропорты мира, которые не захочется посещать добровольно
Rolling Acres Огайо, СШАЗакрыто навсегда
Как выглядят торговые центры-«призраки», потерявшие покупателей