Неандертальцев погубило отсутствие способностей к бейсболу

В отличие от кроманьонца (справа) неандертальцы не могли эффективно использовать метательное оружие. Иллюстрация с сайта macroevolution.narod.ru

Несколько недавних исследований неандертальцев позволили ученым выдвинуть новую гипотезу, объясняющую причины их вымирания. Выводы ученых, изучавших Homo neanderthalensis, приводит Discovery Channel.

Исследователи под руководством Стивена Черчилля (Steven Churchill) из Университета Дьюка сравнивали кости неандертальцев с костями современных людей и наших далеких предков. Особое внимание ученые уделили плечевым и локтевым костям. Анатомический анализ показал, что у неандертальцев, в отличие от древних людей, отсутствует характерное смещение плечевого сустава, возникающее в результате бросков (например, у игроков в бейсбол эта особенность выражена сильнее, чем у других людей). То есть, неандертальцы не могли бросать предметы на значительное расстояние.

Авторы исследования, статья с описанием которого вышла в журнале Journal of Human Evolution, полагают, что из-за неумения далеко бросать метательное оружие (если неандертальцы вообще его использовали), H. neanderthalensis не могли эффективно защищаться от H. sapiens.

При этом интеллектуальные способности неандертальцев находились на достаточно высоком уровне. Археолог Эрик Бода (Eric Boeda) из Университета Парижа X, исследуя стоянки неандертальцев в Сирии, возраст которых оценивается в 70 тысяч лет, обнаружил битумы - смолоподобные вещества, которые H. neanderthalensis использовали для создания различных орудий (например, прикрепления наконечника копья к древку). До открытия Бода, опубликованного в журнале Antiquity, считалось, что битумы впервые начали применяться около 40 тысяч лет назад.

Данные о хороших умственных данных неандертальцев появляются не впервые. В августе группа ученых воссоздала типичные орудия, которые использовали H. neanderthalensis, и сравнила их эффективность с орудиями H. sapiens. Как утверждают авторы работы, по некоторым параметрам "инструменты" неандертальцев превосходили инструменты древних людей.

В декабре генетики объявили о черновой расшифровке половины генома неандертальца. После того, как ученые узнают последовательность целого генома, они смогут провести сравнительный генетический анализ H. neanderthalensis и H. sapiens.

Девочка не промах