"Кеплер" сможет искать спутники у экзопланет

Вид с обитаемой Луны. Иллюстрация David Durda

Британские ученые установили, что орбитальный телескоп "Кеплер" способен обнаруживать не только удаленные экзопланеты, но и их спутники. Статья ученых появится в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а ее краткое изложение приводится на сайте Королевского астрономического общества.

"Кеплер" способен обнаруживать экзопланеты, используя так называемый транзитный метод. Суть метода заключается в том, что при прохождении планеты по видимому диску светила происходит изменение яркости диска. При этом если у планеты имеется спутник, то время прохождения по диску может меняться от раза к разу, поскольку движение спутника вокруг планеты приводит к колебаниям ее орбиты.

Используя компьютерное моделирование, исследователи смогли выяснить, что в реальных условиях "Кеплер" способен обнаруживать эти мельчайшие колебания. В частности, наиболее пригодными для обнаружения спутников являются планеты, напоминающие Сатурн - газовые гиганты с относительно небольшой массой (при сравнимых радиусах Юпитера и Сатурна масса последнего примерно в 3 раза меньше). Таким образом, во-первых, гиганты будут закрывать достаточно большую порцию звездного диска, а, во-вторых, - гравитационное воздействие спутников на них более ощутимо.

Расчеты исследователей показывают, что "Кеплер" может обнаруживать спутники массой от 0,2 земных. Луны массой около одной земной (подобные объекты потенциально могут рассматриваться как возможные обитаемые миры) орбитальный телескоп может обнаружить у звезд, расположенных на расстоянии не более 500 световых лет от Земли. Количество звезд, подходящих для исследования, составляет около 25 тысяч.

Недавно орбитальному телескопу удалось обнаружить вокруг экзопланеты атмосферу. Речь идет о планете HAT-P-7b, которая вращается вокруг звезды, удаленной от Земли на расстояние около 1000 световых лет от Земли. Это наблюдение позволило исследователям убедиться в высокой чувствительности приборов аппарата.

00:01 27 марта 2017