Астрофизики усложнили климатическую модель планет

Астрофизики установили, что облака оказывают существенное влияние на возможное развитие жизни на экзопланетах. Данные наблюдения будут полезны при определении пригодной для обитания зоны вокруг звезды - региона, в котором на планетах существуют условия для появления сложных организмов. Статья ученых появится в журнале Astronomy and Astrophysics, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org.

Традиционно при расчете климата на поверхности экзопланеты, расположенной на фиксированном расстоянии от звезды, ученые использовали планеты без облачного покрова. Как оказалось, добавление облаков заметно усложняет модель: в частности, размер и протяженность потенциально пригодной для обитания зоны вокруг звезды оказывается в прямой зависимости от спектра излучения звезды.

Исследователи подчеркивают, что этот факт, как и многие другие, зачастую опускаются астрофизиками. Например, существенную роль на климат планеты оказывает наклон ее оси вращения. Кроме этого наличие спутника является важным условием, которое обеспечивает более равномерную смену длительных климатических периодов (например, ледниковых).

Совсем недавно астрономы обнаружили самую молодую экзопланету BD+20 1790b, возраст которой составляет всего около 35 миллионов лет. Она, правда, непригодна для жизни, так как ее масса составляет около 6 юпитерианских.