Впервые напрямую получен спектр экзопланеты

Спектр экзопланеты, наложенный на снимок звезды HR 8799 и самой планеты (верхний кружок). Изображение ESO

Астрономам впервые удалось непосредственно зарегистрировать спектр экзопланеты. Ученые исследовали планетную систему звезды HR 8799. Статья с описанием работы появилась в журнале Astrophysical Journal. Коротко исследование представлено в пресс-релизе Европейской южной обсерватории.

Экзопланетами называют планеты, обращающиеся вокруг других звезд. Впервые ученым удалось экспериментально доказать их существование в 1992 году. По сравнению со звездами, экзопланеты очень малы и тусклы, поэтому долгое время астрономы судили об их наличии, используя косвенные методы. В 2008 году группе ученых удалось впервые сфотографировать несколько экзопланет. Однако получить их спектр по-прежнему не удавалось.

Авторы новой работы изучали звезду HR 8799 (обращающиеся вокруг нее экзопланеты попали в число первых космических фотомоделей). Астрономов интересовала вторая из трех планет (HR 8799c), относящаяся к классу "горячих Юпитеров". Ее масса в 10 раз больше массы Земли, а температура составляет около 800 градусов Цельсия.

При помощи массива телескопов VLT (Very Large Telescope) Европейской южной обсерватории астрономы получили изображение HR 8799 с экспозицией около пяти часов. Из полученной информации об излучении звезды ученые смогли "достать" данные о спектре интересующей их экзопланеты.

По спектру экзопланеты астрономы могут судить о ее составе и составе ее атмосферы. Анализ спектра HR 8799c показал, что ее состав отличается от теоретически предсказанного. В будущем ученые намерены получить спектры двух других экзопланет. Их изучение поможет астрономам уточнить процессы формирования планетных систем, похожих на Солнечную - система звезды HR 8799 по многим параметрам напоминает ее.

В 2010 году исследование экзопланет должно выйти на новый уровень. Астрономы рассчитывают, что беспрецедентное количество данных будет получено телескопом "Кеплер", созданным специально для поиска планет. В начале года ученые сообщили, что "Кеплер" обнаружил пять новых экзопланет.

Шпион, разлогинься