Обнаружили самую тяжелую из известных звезд

Сравнение размеров различных звезд. Желтым показано Солнце, а темно-синим - R136a1. Изображение ESO/M. Kornmesser

Астрономы обнаружили самую массивную из известных звезд. Масса светила RMC 136a1 равна 265 солнечным массам. Статья ученых с описанием необычной звезды появилась в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Ее краткое изложение приведено в пресс-релизе Европейской южной обсерватории (ESO).

Ученые при помощи массива телескопов VLT (Very Large Telescope - Очень большой телескоп) в Чили наблюдали два звездных скопления - NGC 3603 и RMC 136a, удаленных от Солнечной системы на 44 тысячи и 165 тысяч световых лет соответственно. Специалисты также использовали данные об этих скоплениях, собранные телескопом "Хаббл".

Астрономы обнаружили во втором скоплении чрезвычайно яркую звезду, названную RMC 136a1 - ее светимость превосходит светимость Солнца в 10 миллионов раз. По оценкам ученых, RMC 136a1 является звездой с максимальной светимостью из известных специалистам. Температура поверхности RMC 136a1 составляет около 40 тысяч градусов Цельсия, что в семь раз больше, чем температура поверхности Солнца. Как подсчитали ученые, для того чтобы обладать такими характеристиками, при рождении звезда должна была иметь массу не менее 320 солнечных. До сих пор считалось, что максимальное значение массы светил при формировании вдвое меньше и составляет около 150 солнечных масс. На основании своего открытия исследователи заключили, что верхний предел массы новорожденных звезд необходимо увеличить вдвое.

Астрономы обнаружили в скоплении RMC 136a четыре звезды, масса которых при рождении превышала "старый" предел в 150 масс Солнца. Именно они "ответственны" за большую часть излучения и потоков заряженных частиц, испускаемых скоплением, содержащим в общей сложности около 100 тысяч звезд.

Обнаружение звезд, подобных RMC 136a1, поможет ученым исследовать свойства массивных звезд. Время жизни таких объектов, по астрономическим меркам, очень мало - крупные звезды быстро теряют массу, испуская огромные потоки частиц, поэтому их анализ весьма затруднителен.

Недавно другой коллектив исследователей обнаружил еще одну звезду-рекордсмена - в созвездии Персея ученые нашли, вероятно, самое молодое из известных светил. По мнению авторов открытия, найденный ими объект еще не стал полноценным светилом и находится между стадиями "недозвезды" и "протозвезды".

00:03 2 декабря 2016