Астрономы нашли самые старые сверхмассивные черные дыры

Квазар глазами художника. Изображение NASA/JPL-Caltech

Астрономы обнаружили самые старые из известных черных дыр. Исследователи показали, что квазары J0005-0006 и J0303-0019 образовались спустя всего миллиард лет после Большого взрыва. Статья ученых опубликована в журнале Nature. Коротко работа описана на сайте Лаборатории реактивного движения.

Считается, что квазары - это галактики на раннем этапе развития, в центре которых расположена сверхмассивная черная дыра, поглощающая окружающее вещество. Материя, падающая на черную дыру, разогревается и начинает интенсивно испускать излучение в различных диапазонах. По этому излучению ученые и узнают о присутствии черной дыры.

Квазары J0005-0006 и J0303-0019 впервые были обнаружены в ходе анализа данных, полученных во время Слоановского цифрового обзора неба (SDSS). Эти два объекта наряду еще с 19 квазарами были отнесены учеными к классу самых далеких (а значит, старых) из известных квазаров. Более пристальное изучение при помощи инфракрасного телескопа Spitzer показало, что J0005-0006 и J0303-0019 заметно отличаются от остальных - эти объекты практически полностью лишены пыли. Пыль заполняет космическое пространство, однако на самых ранних этапах формирования Вселенной ее не было. Входящие в состав пылинок относительно тяжелые вещества образовались в недрах звезд, которых в молодой Вселенной еще не было.

Ученые получили дополнительные подтверждения того, что J0005-0006 и J0303-0019 образовались вскоре после Большого взрыва, определив массу их черных дыр. Чем больше разогретой пыли находится в квазаре, тем больше масса черной дыры (у нее много "пищи" для роста). Массы черных дыр J0005-0006 и J0303-0019 оказались самыми маленькими из всех известных квазаров молодой Вселенной.

Недавно другой коллектив ученых исследовал еще два необычных квазара. При помощи орбитального телескопа Chandra исследователи смогли обнаружить сталкивающиеся квазары.

У нас была ужасная эпоха