Астрономы нашли самые старые сверхмассивные черные дыры

Квазар глазами художника. Изображение NASA/JPL-Caltech

Астрономы обнаружили самые старые из известных черных дыр. Исследователи показали, что квазары J0005-0006 и J0303-0019 образовались спустя всего миллиард лет после Большого взрыва. Статья ученых опубликована в журнале Nature. Коротко работа описана на сайте Лаборатории реактивного движения.

Считается, что квазары - это галактики на раннем этапе развития, в центре которых расположена сверхмассивная черная дыра, поглощающая окружающее вещество. Материя, падающая на черную дыру, разогревается и начинает интенсивно испускать излучение в различных диапазонах. По этому излучению ученые и узнают о присутствии черной дыры.

Квазары J0005-0006 и J0303-0019 впервые были обнаружены в ходе анализа данных, полученных во время Слоановского цифрового обзора неба (SDSS). Эти два объекта наряду еще с 19 квазарами были отнесены учеными к классу самых далеких (а значит, старых) из известных квазаров. Более пристальное изучение при помощи инфракрасного телескопа Spitzer показало, что J0005-0006 и J0303-0019 заметно отличаются от остальных - эти объекты практически полностью лишены пыли. Пыль заполняет космическое пространство, однако на самых ранних этапах формирования Вселенной ее не было. Входящие в состав пылинок относительно тяжелые вещества образовались в недрах звезд, которых в молодой Вселенной еще не было.

Ученые получили дополнительные подтверждения того, что J0005-0006 и J0303-0019 образовались вскоре после Большого взрыва, определив массу их черных дыр. Чем больше разогретой пыли находится в квазаре, тем больше масса черной дыры (у нее много "пищи" для роста). Массы черных дыр J0005-0006 и J0303-0019 оказались самыми маленькими из всех известных квазаров молодой Вселенной.

Недавно другой коллектив ученых исследовал еще два необычных квазара. При помощи орбитального телескопа Chandra исследователи смогли обнаружить сталкивающиеся квазары.

Посыпали пеплом