Звездная "зеленая клякса" оказалась световым эхом квазара

Астрономы установили, что загадочный космический объект, открытый школьной учительницей из Голландии, представляет собой так называемое световое эхо квазара, прекратившего свое существование много лет назад. Работа представлена авторами к публикации в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Объект, получивший имя Hanny’s Voorwerp, что переводится с голландского как "объект Ханни", представляет собой газовое облако на расстоянии около 700 миллионов световых лет от Земли. Как считают ученые, рядом с ним около 100 тысяч лет назад существовал квазар – сверхмассивная черная дыра в центре галактики. Материя, поглощаемая дырой, разгоняется до околосветовых скоростей и испускает сильное электромагнитное излучение.

Газ, из которого состоит облако, поглощал свет квазара. При этом его атомы переходили в возбужденное состояние. Теперь, когда квазар перестал существовать, атомы испускают накопленные фотоны.

Ученые надеются, что этот объект поможет лучше понять процесс эволюции квазаров. В частности причину прекращения их активности. Астрономы уже определили кандидата на роль успокоившегося квазара – это близлежащая галактика IC 2497. Более подробную информацию планируется получить в ближайшее время, когда к исследованию подключится телескоп Хаббл.

Объект Ханни был открыт голландской учительницей Ханни Ван Аркель (Hanny Van Arkel) в 2007 году в рамках Интернет проекта Galaxy Zoo. Участники этого проекта добровольно участвуют в анализе космических фотографий, полученных Слоановской программой цифрового обзора неба (Sloan Digital Sky Survey). Ван Аркель занималась классификацией галактик, когда наткнулась на “зеленую кляксу”. Подробную историю открытия и обсуждения можно проследить по форуму проекта здесь.