Звездная "зеленая клякса" оказалась световым эхом квазара

"Зеленая клякса". Фото с сайта galaxyzoo.org

Астрономы установили, что загадочный космический объект, открытый школьной учительницей из Голландии, представляет собой так называемое световое эхо квазара, прекратившего свое существование много лет назад. Работа представлена авторами к публикации в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Объект, получивший имя Hanny’s Voorwerp, что переводится с голландского как "объект Ханни", представляет собой газовое облако на расстоянии около 700 миллионов световых лет от Земли. Как считают ученые, рядом с ним около 100 тысяч лет назад существовал квазар – сверхмассивная черная дыра в центре галактики. Материя, поглощаемая дырой, разгоняется до околосветовых скоростей и испускает сильное электромагнитное излучение.

Газ, из которого состоит облако, поглощал свет квазара. При этом его атомы переходили в возбужденное состояние. Теперь, когда квазар перестал существовать, атомы испускают накопленные фотоны.

Ученые надеются, что этот объект поможет лучше понять процесс эволюции квазаров. В частности причину прекращения их активности. Астрономы уже определили кандидата на роль успокоившегося квазара – это близлежащая галактика IC 2497. Более подробную информацию планируется получить в ближайшее время, когда к исследованию подключится телескоп Хаббл.

Объект Ханни был открыт голландской учительницей Ханни Ван Аркель (Hanny Van Arkel) в 2007 году в рамках Интернет проекта Galaxy Zoo. Участники этого проекта добровольно участвуют в анализе космических фотографий, полученных Слоановской программой цифрового обзора неба (Sloan Digital Sky Survey). Ван Аркель занималась классификацией галактик, когда наткнулась на “зеленую кляксу”. Подробную историю открытия и обсуждения можно проследить по форуму проекта здесь.

Посыпали пеплом