Астрономы обнаружили рекордно малые экзопланеты

Планетарная система KOI-961 глазами художника. Иллюстрация NASA/JPL-Caltech

Американские астрономы обнаружили рекордно маленькие экзопланеты - сразу три штуки. О своем открытии они доложили на ежегодном съезде Американского астрономического общества, который проходит в городе Остин, штат Техас. Работа исследователей появится в журнале The Astrophysical Journal, а ее краткое изложение приводит NASA.

Планеты были обнаружены вокруг звезды KOI-961. Это красный карлик, расположенный на расстоянии примерно 130 световых лет от Земли в созвездии Лебедя. Новые планеты, получившие обозначения KOI-961.01, KOI-961.02 и KOI-961.03, имеют радиусы 0,78, 0,73 и 0,57 земных соответственно. Третья планета имеет почти марсианские размеры (диаметр Красной планеты составляет примерно 0,53 земных).

Небольшие размеры планет системы KOI-961 говорят о том, что, скорее всего, они имеют каменистый состав. Планеты располагаются очень близко к своему светилу - их периоды обращения лежат в пределах от 0,5 до 2 земных дней. Из-за приливных сил звезды они, скорее всего, постоянно повернуты к светилу одной стороной.

Ученые отмечают, что в рамках работы они пользовались только имеющимися в открытом доступе данными телескопа "Кеплер" (KOI расшифровывается как Kepler Object of Interest - кеплеровский объект, представляющий интерес). Наличие экзопланет вокруг KOI-961 было доказано при помощи независимых наблюдений, выполненных на телескопах Кека и Паломарской обсерватории.

Примечательно, что предыдущий рекорд был установлен в начале декабря 2011 года. Тогда появились сообщения о том, что ученые нашли в системе Kepler-20 две планеты, сравнимые по размерам с Землей. Радиус одной из них, получившей обозначение Kepler-20e, составляет 0,87 земных, а радиус другой (Kepler-20f) - 1,03 земных.

Тогда планеты были найдены тоже при помощи телескопа "Кеплер". Аппарат был запущен в космос в марте 2009 года. Главной его целью является поиск экзопланет с большим периодом обращения транзитным методом - аппарат регистрирует малейшие колебания яркости звезды, вызванные прохождением по ее диску планеты. "Кеплер" держит под постоянным наблюдением около 150 тысяч звезд на небольшом участке небе между созвездиями Лебедя и Лиры.

00:01 27 марта 2017