Астрономы нашли самую темную экзопланету

Фото TrES-2, сделанное телескопом "Кеплер"

Астрономы установили, что открытая в 2006 году экзопланета TrES-2b является самой темной среди объектов такого рода. Статья ученых появится в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society (препринт в формате pdf доступен здесь), а ее краткое изложение приводится в пресс-релизе на сайте Королевского астрономического общества.

Планета вращается вокруг звезды GSC 03549-02811, расположенной на расстоянии 750 световых лет от Земли. Планета относится к классу горячих Юпитеров - ее масса составляет примерно 1,1 юпитерианской, а средний радиус орбиты - порядка 0,03 астрономической единицы (1 астрономическая единица равна среднему расстоянию от Земли до Солнца).

По словам ученых, оказавшемуся рядом с планетой наблюдателю она показалась бы "чернее черной акриловой краски". Дело в том, что это небесное тело отражает порядка одного процента падающего на него солнечного света. При этом, из-за высокой температуры верхних слоев атмосферы - около 1000 градусов по Цельсию - вокруг планеты было бы видно красноватое свечение.

Что делает планету настолько темной, ученые не знают. Они предполагают, что причина кроется в наличии большого количества светопоглощающих веществ в атмосфере - газообразные натрий и калий, либо газообразный оксид титана. Данные об экзопланете были получены при помощи телескопа "Кеплер", который непрерывно наблюдает регион неба между созвездиями Лебедя и Лиры. Запущенный в марте 2009 года аппарат способен регистрировать не только газовые гиганты, но и планеты, размер которых сравним с размером Земли.

Недавно ученые обнаружили, что экзопланеты способны вызывать колоссальные приливные волны на звездах, которые оказывают ощутимое влияние на спектральные параметры излучения светила. В частности, с учетом этого эффекта ученым удалось доказать, что планета WASP 18b движется вокруг звезды по круговой орбите.

Демократия подъехала