Российские правозащитники направили обращение в адрес президента США Барака Обамы с просьбой разъяснить, являются ли они агентами США. Об этом сообщает "Интерфакс". В обращении, которое подписали Московская Хельсинская группа (МХГ) и движение "За права человека", правозащитники просят Вашингтон ответить на вопрос, о том, влияют ли США на деятельность российских некоммерческих организаций.
"Наши организации могут быть внесены органами власти в перечень иностранных агентов, потому что они активно участвуют в формировании общественного мнения с целью воздействия на принятие государственными органами решений в интересах российских граждан", - говорится в обращении, которое подписали лидер движения "За права человека" Лев Пономарев и глава МХГ Людмила Алексеева. Правозащитники указывают в обращении, что их организации почти полностью работают на гранты от американских фондов, однако не являются проводниками политической воли правительства США.
Пономарев также заявил, что будет бойкотировать закон об НКО, который предписывает его движению пройти регистрацию в Минюсте в качестве "иностранного агента", и готов отстаивать свою позицию в судах. Алексеева же в очередной раз отметила, что МХГ, старейшая российская НКО, не хочет называться "иностранным агентом", поэтому отказывается от западных грантов.
21 июля президент России Владимир Путин подписал инициированный фракцией "Единой России" в Госдуме закон о некоммерческих организациях, согласно которому НКО должны регистрироваться как "иностранные агенты" в случае получения финансирования из-за рубежа. Данный закон вызвал шквал критики со стороны российских правозащитных организаций, в отношении которых в результате будут действовать более строгие режимы отчетности и проверок. В частности, Алексеева сочла данный законопроект попыткой чиновников защититься от сограждан, а также предложила внести авторов закона об НКО в "список Магнитского".
В Минюсте 24 июля заявили, что деятельность НКО, которые получают гранты, но не желают регистрироваться в качестве "иностранного агента", будет приостановлена. Сам закон, впрочем, вступит в силу через 120 дней после его опубликования.