Хотите видеть только хорошие новости?

Астрофизики нашли следы света первых звезд

Распределение использованных 150 блазаров (зеленые точки) на карте неба. Изображение NASA/DOE/Fermi LAT Collaboration

Астрофизики, работающие с данными космического гамма-телескопа "Ферми", обнаружили следы света первых звезд во Вселенной. Работа ученых опубликована в журнале Science, а ее краткое содержание можно прочитать на сайте NASA.

В отличие от реликтового микроволнового излучения Большого взрыва, излучение первых звезд очень тяжело обнаружить - оно находится в тех же диапазонах, что и у современных звезд и галактик.

Для того, чтобы его найти, ученые применили изящный подход - они исследовали следы поглощения этого первого света в спектре блазаров. Блазарами называют мощные компактные источники излучения в центре галактик, которые представляют собой джеты сверхмассивных черных дыр. Они способны испускать очень высокоэнергетическое гамма-излучение.

Авторы обратили внимание на то, что во времена образования первых звезд, гамма-кванты, испускаемые блазарами, могли взаимодействовать с их излучением и образовывать пары частиц (это процесс, обратный аннигиляции частицы и античастицы, в результате которого образуются два гамма-кванта). Образование пар должно было снизить количество высокоэнергетических гамма-квантов в спектре первых блазаров, что и удалось обнаружить астрофизикам при помощи "Ферми".

Космический телескоп "Ферми" (или GLAST), был запущен на орбиту в 2008 году. За несколько лет работы ему удалось составить самую подробную на данный момент карту источников гамма-излучения. Строящийся космический телескоп "Джеймс Вебб" будет оснащен детектором, способным напрямую увидеть смещенный в красную область свет первых звезд.

За сотку до центра?