Голубые бродяги рассказали об эволюции шаровых скоплений

Астрономы обнаружили, что шаровые скопления могут эволюционировать с очень разной скоростью, а о динамике этого процесса лучше всего говорит распределение в них особого класса звезд - голубых бродяг. Работа ученых опубликована в журнале Nature, а ее краткое содержание можно прочитать на сайте Европейской южной обсерватории.

Шаровыми скоплениями называют кластеры, в которых звезды связаны тесными гравитационными взаимодействиями. В нашей галактике на сегодняшний день обнаружено около 150 таких скоплений. Шаровые скопления образовались очень давно, около 12-13 миллиардов лет назад, при том что вся история Вселенной насчитывает 13,7 миллиардов лет.

Ученые обнаружили, что несмотря на общий древний возраст, эволюция в шаровых скоплениях может протекать с очень разной скоростью. Для этого авторы изучили распределение разных типов звезд в 21 шаровом скоплении. Изображения скоплений были получены "Хабблом" и 2,2 метровым телескопом MPG Европейской южной обсерватории.

Оказалось, что в разных звездных кластерах наблюдается разное распределение голубых бродяг - наиболее массивных звезд в скоплении. Считается, что такие светила образуются в результате обмена веществом или слияния более мелких звезд. Благодаря свежему ядерному топливу, такие звезды светятся ярче и хорошо видны в скоплении.

Астрономы показали, что поскольку массивные голубые бродяги должны со временем скапливаться в центре кластера, их распределение говорит о скорости эволюции всего скопления. Например, если голубые гиганты равномерно распределены по всему шаровому скоплению, это говорит о эволюционной молодости звездного кластера.

Ранее шаровое скопление с необычно большим количеством голубых гигантов обнаружили астрономы обсерватории Ла-Силья. Его возраст составил 10 миллиардов лет.

Loading player...
var sdfile = 'http://www.eso.org/public/archives/videos/medium_flash/eso1252a.flv';var imagefile = 'http://www.eso.org/public/archives/videos/videoframe/eso1252a.jpg';var flashsrc = 'http://www.eso.org/public/archives/djangoplicity/shadowbox3/libraries/mediaplayer5/player.swf';var sharelink = 'http://www.eso.org/public/russia/videos/eso1252a/';var sharecode = '';var gaid = 'UA-1965004-1';var ipadfile = 'http://www.eso.org/public/archives/videos/medium_podcast/eso1252a.m4v';var mobilefile = 'http://www.eso.org/public/archives/videos/medium_podcast/eso1252a.m4v';var hdfile = 'http://www.eso.org/public/archives/videos/hd_and_apple/eso1252a.m4v';;