Скарабеи научились ориентироваться по Млечному пути

Треки скарабеев при наличии (вверху) и отсутствии света Млечного пути

Биологи установили, что жуки-скарабеи Scarabaeus satyrus при отсутствии Солнца и Луны способны правильно двигаться в выбранном направлении ориентируясь на свет Млечного пути. Работа опубликована в журнале Current Biology, а ее краткое содержание приводит ScienceNow и Университет Витватерсранда.

Открытие удалось совершить случайно во время исследований восприятия насекомыми поляризованного света Луны. Ученые при помощи видеокамер наблюдали за тем, как жукам удается выдерживать прямое направление движения при катании навозного шарика.

В одну из ночей авторы обнаружили, что скарабеи способны ориентироваться даже без света Луны. При этом животные все-таки использовали глаза: когда свет звезд исследователи закрывали от насекомых картонной «шапочкой», они начинали плутать кругами.

Наблюдения «в поле» ученые подтвердили экспериментами в планетарии. Жуки хорошо ориентировались по проецируемому на купол ночному небу, но когда из него вырезали Млечный путь (оставив яркие звезды), жуки теряли способность двигаться прямо.

Способность насекомых ориентироваться по звездам удалось обнаружить впервые. При этом хорошо известно, что многие из эти животных (пчелы, кузнечики) используют для ориентации не только Солнце или Луну, но и поляризацию света неба.

Федор Буров «Петр III посещает Иоанна Антоновича в его шлиссельбургской камере»