Астрономы впервые разглядели протопланетную «пылевую ловушку»

Распределение мелкой микронной (оранжевой) и крупной миллиметровой (зеленой) пыли в протопланетном диске звезды

Астрономы, работающие с данными новой обсерватории ALMA, впервые разглядели вокруг молодой звезды «пылевую ловушку», в которой формируются кометы и зародыши будущих планет. Статья с описанием исследования опубликована в журнале Science, а ее краткое содержание приводит ScienceNow и сайт Европейской южной обсерватории.

Наблюдения за системой Oph-IRS 48, расположенной на расстоянии 400 световых лет от Земли, проводились в миллиметровом диапазоне при помощи только половины из телескопов обсерватории ALMA. Тем не менее, разрешение изображения позволило разглядеть вокруг звезды распределение частиц пыли разного размера.

Ученые обнаружили, что относительно крупные частицы размером около миллиметра распределены в протопланетном диске крайне неравномерно. «Вместо кольцеобразной структуры, которую мы ожидали увидеть, мы обнаружили форму, в точности похожую на орех кешью» — пояснил один из авторов работы, аспирант Лейденской обсерватории Нинке ван дер Марель (Nienke van der Marel).

По словам ученых, обнаруженная область представляет собой ловушку, где частицы космической пыли способны слипаться друг с другом, вырастая до размеров около километра. В других областях протопланетного диска рост сгустков ограничен их постоянным взаимным столкновением. Авторы поясняют, что в пылевой ловушке системы Oph-IRS 48 наиболее вероятно образование комет, а не полноценных планет. Тем не менее, ученые рассчитывают увидеть точно такие же ловушки вокруг других звезд на расстоянии, более подходящем для формирования крупных небесных тел.

Недавно другой группе астрономов удалось наблюдать при помощи телескопа VLT формирование гигантской планеты в созвездии Мухи.

Loading player...