Астрономы увидели потоки вещества в формирующейся звездной системе

Потоки вещества в протопланетном диске. Изображение Bill Saxton, NRAO/AUI/NSF

Астрономы, работающие с данными строящегося телескопа ALMA, зафиксировали в формирующейся звездной системе HD 142527 потоки, переносящие вещество от периферии к центру. Работа опубликована в журнале Nature, а ее краткое содержание пересказывает Phys.Org.

Потоки формируются благодаря гравитационному действию двух планет-гигантов, масса которых в несколько раз превышает массу Юпитера. Самих планет из-за пелены газа астрономам рассмотреть не удалось, но их существование предсказывается поведением окружающего вещества.

Большая часть привлекаемого планетами вещества не задерживается рядом с ними, а устремляется к центру системы и падает на поверхность звезды. Таким образом, планеты-гиганты в системе HD 142527 служат мостиками, по которым вещество из периферии попадает в центр.

Согласно общепринятой модели, образование в протопланетном диске зачатков планет делит его на внутреннюю и периферийную части. Между этими частями образуется расчищенный промежуток, практически лишенный межпланетного вещества. Считается, что его образование лишает звезду подпитки новой массой.

Наблюдения при помощи телескопа ALMA показали, что перенос вещества через расчищенную зону происходит при помощи самих планет. Кроме того, в этой зоне достаточно много межпланетного газа, в основном - монооксида углерода CO.

Расположенный в высокогорной чилийской пустыне телескоп ALMA представляет из себя систему антенн миллиметрового и субмиллиметрового диапазона, работающих как единый инструмент. К концу строительства, намеченному на март 2013 года, в состав ALMA должны войти 66 отдельных телескопов. Недавно астрономы ввели в строй коррелятор ALMA - суперкомпьютер, который, сравнивая показания отдельных антенн, вычисляет положение источника излучения и его химические свойства.

Двигатели Blue Origin