Галактику застали за поглощением «остатков» Большого взрыва

Симуляция поглощения холодного газа (синие нити) галактикой. Внизу слева виден квазар (он был наложен на симуляцию наряду со звездным фоном).

Ученые из Астрономического института Макса Планка и Калифорнийского университета обнаружили галактику Q1442-MD50, которая поглощает межзвездный газ, образованный еще во время Большого взрыва. Исследование опубликовано в Astrophysical Journal Letters, кратко о нем пишет сайт обсерватории Кека.

Галактика, ставшая предметом исследований, расположена очень далеко — свет от нее дошел до Земли за 11 миллиардов лет. Соответственно, ее наблюдение позволяет увидеть Вселенную такой, когда ей было всего 2,7 миллиардов лет.

Открытие удалось совершить благодаря наличию в 200 тысячах световых лет позади от Q1442-MD50 мощного квазара. Анализируя спектр его излучения, частично поглощенного звездами и межзвездным веществом, ученые смогли определить химический состав газа, который тонкими филаментами вливался в галактику.

В газе почти полностью отсутствуют тяжелые элементы (углерод, азот), которые образуются только в недрах звезд. Кроме того, в нем необычно высока концентрация тяжелой разновидности водорода — дейтерия. Это, по словам авторов, говорит о том, что поглощаемый галактикой газ представляет собой именно первичное вещество Вселенной, которое было образовано в первые минуты Большого взрыва.

Процесс поглощения галактиками окружающего вещества называется холодной аккрецией. Он позволяет галактикам рождать новые звезды, для горения которых необходим содержащийся в межзвездном газе водород. Низкая температура газа делает сложным его наблюдение, поэтому большинство исследований холодной аккреции основано на математическом моделировании. Исследование Q1442-MD50 является, таким образом, первым прямым наблюдением холодной аккреции первичного вещества галактиками.

Индийская богиня Кали — воплощение природных сил, а также созидания и разрушения.Батька Лука