Первый китайский луноход узнал о сложной геологии спутника Земли

Китайские ученые сообщили предварительные результаты, полученные в ходе первой для страны спускаемой лунной миссии Chang'e 3. На спутнике Земли планетологам удалось обнаружить неожиданные геологические структуры на глубине до 400 метров. Результаты своих исследований авторы опубликовали в журнале Science, а кратко с ними можно ознакомиться на сайте New Scientist.

Миссия Chang'e 3, включающая в себя стационарную станцию и ровер, прилунилась в кратере Залив Радуги Моря Дождей 14 декабря 2013 года. Роверу удалось проехать около 114 метров и провести радарное исследование недр спутника Земли. Он обнаружил девять слоев лунного грунта, структура которых свидетельствует о богатой геологической истории этого региона начиная с кембрийского периода.

Кратер, где оказались ровер и станция, как считается, возник примерно 30-80 миллионов лет назад. Этот один из самых крупных плоских кратеров образовался в результате столкновения с астероидом, однако его недра содержат геологический материал возрастом до 3,8 миллиарда лет. Китайской миссии удалось наблюдать в геологических структурах следы как минимум пяти различных вулканических процессов.

Так, в третьем (если считать от поверхности) слое на глубине 240 метров (и возраста 3,3 миллиарда лет) планетологи обнаружили пирокласты. На Земле данные обломочные горные породы образуются в результате отвердевания вещества, попадающего на поверхность в результате извержения вулканов.

В отличие от китайской американские лунные миссии Apollo обнаружили следы только базальтовых пород, которые образуются в результате остывания плавнотекущей лавы.

Китайский посадочный модуль стал первым за последние 37 лет совершившим мягкую посадку на поверхность спутника Земли. Ранее это сделала советская автоматическая межпланетная станция «Луна-24». После 14 земных суток работы китайский ровер перестал двигаться, однако до сих пор продолжает собирать данные о спутнике.

Следующую миссию на спутник Земли Китай собирается отправить в 2015 году. В 2017-м Поднебесная планирует запустить к Луне возвращаемый аппарат, который доставит на Землю образцы лунного грунта. До Chang'e 3 две миссии (1 и 2) были орбитальными. Они позволили собрать данные для построения подробной карты Луны.

Как купить мушкет