Найдено новое объяснение загадочному мерцанию звезды KIC 8462852

Астрономы из Университета штата Айова предложили новое объяснение загадочному мерцанию звезды KIC 8462852, которая привлекла внимание ученых в октябре 2015 года, — рядом с ней начали искать следы инопланетной цивилизации. Они предположили наличие роя комет, прошедших мимо звезды в 2011-м и 2013 годах. Статья с этими выводами будет опубликована в журнале The Astrophysical Journal. Коротко о гипотезе сообщается в пресс-релизе НАСА.

Данные с космической обсерватории Kepler показали, что светимость звезды резко и нерегулярно падает и возрастает на протяжении последних нескольких лет. Этот процесс нельзя объяснить прохождением экзопланеты по ее орбите. Хотя основной гипотезой ученых остается прохождение мимо звезды облака комет, астрономы не исключают, что сдвиги в светимости вызывают гигантские структуры, созданные инопланетной цивилизацией (например, группа коллекторов световой энергии).

Телескоп Kepler работает в видимом спектре излучения, поэтому авторы нового исследования решили посмотреть, что даст наблюдение за звездой в инфракрасном диапазоне. Поэтому они обратились к телескопу Spitzer, который, как оказалось, следил за KIC 8462852 в 2015 году.

Spitzer не нашел избыточного излучения от «теплой» космической пыли, подчеркивают астрономы. Таким образом, гипотеза о столкновении астероидов или планет (осколки которых «блокируют» свет от звезды) оказалась несостоятельной. Более вероятным ученым представляется наличие группы комет, двигающихся по сильно вытянутой (эксцентрической) орбите.

Видимо, крупная комета во главе «стаи» прошла мимо звезды в 2011 году (это заметил Kepler). В 2013 году свет KIC 8462852 закрывали остальные кометы, а в 2015 году, когда вел наблюдения Spitzer, небесные тела были уже слишком далеко и телескоп не заметил ничего необычного.

По поводу гипотезы об инопланетных мегаструктурах ведущий автор исследования Массимо Маренго (Massimo Marengo) сказал: «Мы их не искали. Мы не можем сказать, есть ли они там или нет. Но поведение этой звезды очень странно. Всегда интересно встречаться с такими фактами — обычно это означает какое-то новое физическое явление».

Для решения загадки KIC 8462852 необходимы дополнительные наблюдения, считает астроном.

Опять задержка...