Найдены отвечающие за осторожность нервные клетки

Ученые из Стэнфордского университета обнаружили в головном мозге у крыс группу нейронов, которая отвечает за принятие рискованных решений. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Предпочтение или неприятие риска варьируется у разных людей или даже у одного человека в разные периоды времени. Ученые точно не знали, какой участок в головном мозге отвечает за эти вариации, однако явными кандидатами были клетки, синтезирующие рецепторы дофамина 2-го типа (D2R). Например, известно, что пациенты с болезнью Паркинсона проявляли склонность к лудомании (увлечению азартными играми), когда принимали лекарства, нацеленные на эти рецепторы.

В новой работе ученые подтвердили, что D2R-клетки, которые располагаются в прилежащем ядре головного мозга, действительно влияют на предпочтение риска. Исследователи поставили лабораторных крыс перед выбором: дернуть ли безопасный рычаг и получить небольшое количество сахара в качестве награды или «рискованный» рычаг, который случайно определяет, будет ли животному дано большее вознаграждение или же крыса ничего не получит.

Отслеживая нейронную активность в мозге крыс во время эксперимента, нейробиологи обнаружили, что во время последующих попыток активность D2R-нейронов «напоминала» животному неблагоприятные последствия предыдущего выбора «рискованного» рычага. У крыс, которые избегали риска, эта активность была сильнее, чем у склонных к риску грызунов.

С помощью методов оптогенетики ученые смогли активизировать D2R-клетки, превратив рискующих животных в осторожных.

Оптогенетикой называется совокупность подходов, которые позволяют изучать нервные клетки, внедряя в них гены, отвечающие за синтез светочувствительных белков. Это позволяет активировать или подавлять нейроны отдельных участков мозга с помощью лазеров или оптоволокна.

Перед парадом вермахта и Красной армии в Бресте